Казахстанский институт стратегических исследований

при Президенте Республики Казахстан

Послание Президента Республики Казахстан – К.К. Токаева народу Казахстана

Казахстан в новой реальности: время действий

В нашей стране должна быть укоренена прочная система 
«Ответственное государство – ответственное общество – ответственный человек»

 

Айдана Акесина, https://camonitor.kz/34231-na-strazhe-grazhdanskoe-obschestvo.html

Выступая в сентябре со своим первым Посланием народу Казахстана, президент Касым-Жомарт Токаев сделал особый акцент на необходимости развития и активизации в стране гражданского общества, которое, по его словам, нужно не только поддерживать и укреплять, но и вовлекать в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач. К примеру, одной из таких задач могли бы стать процессы урбанизации и градостроительства, считает научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Айдана Акесина, которую мы попросили рассказать о практической стороне взаимодействия государства и гражданского общества.

- Айдана Адиловна, какова динамика развития гражданского общества в Казахстане?

- Каждое демократическое государство полностью признает необходимость и значимость активного гражданского общества для функционирования и успешной работы всей политической системы. Благодаря глубокому пониманию его построения среди широкого круга социальных групп, таких как гражданские активисты, представители органов власти, научного сообщества и др., Казахстан планомерно развивает институты гражданского общества как с помощью государственно-правовых механизмов, так и в процессе естественного саморазвития. 

Дополнительный стимул эволюционному становлению институтов гражданского общества придала реализация Концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы. Было создано более 5 тысяч неправительственных организаций, более 3 тысяч общественных фондов и других общественных организаций.

В свою очередь проект новой Концепции до 2025 предполагает дополнительные механизмы вовлечения граждан в институты гражданского общества, такие как внедрение принципов модели «слышащего государства», расширение доли граждан, участвующих в волонтерской деятельности, совершенствование форм общественного участия в законотворческом процессе, а также дальнейшее продвижение политической независимости гражданской инициативы и др. 

Одновременно на разных уровнях приходит понимание того, что интенсивность развития гражданского общества не отражается только в количестве зарегистрированных НПО в стране или в объеме выделенного финансирования. Использование подобного рода статистических данных в качестве исключительных индикаторов для измерения динамичности гражданского общества не совсем верно. 

Интересно наблюдать за трансформацией типа взаимоотношений, развитием неправительственных организаций с течением времени, появлении новых форм и вариаций самопроявления граждан как в ответ на внутриполитические, так и мировые финансовые экономические и политические процессы. В данном контексте любопытным видится пример эволюции общественных организаций в Казахстане под влиянием процессов урбанизации и развитием урбанистики как платформы и способа проявления гражданской активности.

- Когда и почему обозначилась эта тенденция?

- Дело в том, что развитие гражданского общества в Казахстане неразрывно связано с процессами урбанизации. Наша страна является лидером в Центральной Азии по количеству городского населения (более 60%). При этом активный его рост предполагает не только развитие транспортной инфраструктуры и жилищной системы, но также реформирование и усложнение типа общественных взаимоотношений, что неминуемо ведет к росту гражданской активности. Урбанизм становится не только способом реорганизации пространства, но и платформой развития гражданских инициатив в сфере градостроительства, создания благотворных социальных связей и идентичности гражданина в первую очередь как горожанина.   

Например, Алматы является первопроходцем среди других крупных индустриальных центров Казахстана в сфере урбанистики и активного вовлечения гражданского общества в решение важнейших городских вопросов. Так, в 2008 году в мегаполисе по инициативе акимата создано АО «Центр развития Алматы». С 2015 года основана и функционирует площадка для тематических встреч о городском развитии, которая должна способствовать созданию сообществ для обсуждения конкретных городских тем Urbantalks. С 2016 года основана независимая диалоговая площадка Urban Forum Almaty (UFA), а также проект Archcode Almaty, созданный с целью популяризации темы архитектурного наследия Алматы и создания профессионального сообщества для решения вопросов и обсуждения проблем сохранения архитектурной идентичности города. Дополнительно стоит отметить проект CitySolutions, нацеленный на качественную трансформацию города посредством обучения городских активистов и создания экспертной базы для анализа городских изменений. Все эти проекты создаются с целью содействия устойчивому социально-экономическому развитию города.

Кстати, именно Алматы предложил и первым запустил инновационный проект «Бюджет участия», где горожане могут предлагать проекты по благоустройству своего района. В рамках этого проекта бюджет каждого из восьми районов города выделяет 500 миллионов тенге для реализации инициатив горожан, набравших наибольшее количество голосов на официальном сайте OpenAlmaty – Центра развития города Алматы. В дальнейшем экспертная комиссия оказывает помощь в доработке сметы прошедших в финал проектов. По итогам первого цикла было подано 333 проектных предложения, наиболее успешные из них будут реализованы в течение 2020 года.

- В каких конкретно направлениях алматинцы проявляют активность?

- Значительное количество предложений от горожан поступило по таким направлениям развития городской среды как установка и ремонт спортивных, детских игровых площадок на дворовых территориях; создание, ремонт, благоустройство общественных пространств (парки, скверы, велодорожки и пр.); установка топиарных фигур, малых архитектурных форм, а также предложения по таким социально значимым проектам как создание общественного пространства-комьюнити центра «Театр Соседей» и другие.

- А какова ситуация в других областях?

- Сегодня практика «Бюджет участия» активно распространяется и в других областях Казахстана. Акимат столичного района Сарыарка стал одним из первых районных администраций, открывших прием заявок по проектным предложениям в г. Нур-Султан, приняв в общей сложности 43 заявки, 13 из которых уже реализованы. 

В столице также зарождаются движения активистов градостроительства. В 2016 году по инициативе акима города был создан Центр урбанистики в составе ТОО «НИПИ Астанагенплан». За время своего существования Центр успел реализовать несколько архитектурных проектов, среди которых пешеходный мост «Атырау», а также провести мероприятия, где жители столицы, профессиональное сообщество, городские активисты, студенты и предприниматели имели возможность получить навыки по изучению городской среды и продвижению собственных проектов. 

В регионах (Усть-Каменогорск, Атырау, Шымкент) при поддержке Общественного фонда Urban Forum Kazakhstan проводятся мероприятия в формате Urban Weekend – двухдневная интенсивная программа, состоящая из образовательных мероприятий, общественных дискуссий и хакатонов, затрагивающих широкий спектр вопросов по проектированию изменений транспортной инфраструктуры, переосмыслению дворовых пространств через активацию сообществ и прочих. 

- Насколько эффективна такая форма взаимодействия?

- Реализация гражданских инициатив по созданию комфортных городских пространств и сохранению исторического наследия города являются весьма перспективной формой реализации своих прав и решения актуальных проблем на местном уровне. 

Таким образом не только гражданское общество активно принимает участие в развитии окружающего пространства, но и само городское пространство формирует определенные очертания и придает специфическую окраску гражданскому обществу. Это также иллюстрирует сложность плюралистического политического развития в нашей стране. 

Гражданское общество в Казахстане постепенно становится все более осознанным и активным. Масштабные процессы миграции, существование децентрализованной системы местного самоуправления и огромный человеческий капитал как фактор социально-экономического развития становятся драйверами изменений и создания институционализированных форм гражданской активности казахстанцев. 

Публикации