Казахстанский институт стратегических исследований

при Президенте Республики Казахстан

Послание Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаева народу Казахстана

Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни

Благополучие народа и вхождение Казахстана в число 30 развитых стран мира –
долгосрочная цель нашего независимого государства.

25 июня 2019 года состоялось экспертное обсуждение «Инклюзивная высшая школа в Алматы: оценка ситуации», организованное Аналитической группой «Кипр».

В мероприятии приняли участие главный научный сотрудник Леся Каратаева и докторант КазНУ им.аль-Фараби по целевому гранту КИСИ при Президенте РК,  директор проекта «Инклюзивная высшая школа Алматы» Марем Бузуртанова, которая ознакомила с целями, результатами и перспективами проекта «Инклюзивная Высшая Школа в Алматы» в рамках исследования Образовательного центра «Бiлiм - Центральная Азия». Также спикер предложила создать рейтинг инклюзивности университетов Алматы и инклюзивную хартию университетов Алматы.

В последние годы фокус государственной политики заметно сместился в социальную сферу – поднимаются вопросы увеличения социальных выплат и пособий, усиления поддержки уязвимых слоев населения и т.д., в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями (ОВ). В соответствии с мировыми практиками, в программных стратегических документах и в законодательстве уделено внимание важности равенства прав всех на получение качественного образования и его доступность. В части мер, правительством страны для обеспечения прав инвалидов на получение высшего образования установлена квота на их прием, и с 2012 года ее размер увеличился с 0,5% до 1%.

В казахстанских вузах количество студентов с ограниченными возможностями составляет 570 человек (на 2015 год), то есть 0,4% от числа детей с ОВ или 0,7% от числа детей-инвалидов в том же году.

26 06 2019 2По данным Образовательного центра «Бiлiм - Центральная Азия», который реализует проект «Инклюзивная Высшая Школа в Алматы», сами учащиеся с ОВ имеют немало страхов перед поступлением в вузы: треть считает, что в высшей школе нет условий для них и будет физически сложно учиться (30,6%), примерно столько же отмечают, что «в вузах преподаватели не умеют работать с такими студентами, как я» (27,4%). И лишь единицы пытаются проявлять инициативу и менять положение дел.

Для изменения общественного, политического, социального, экономического статуса лиц с инвалидностью и ОВ получение высшего образования обретает ключевое значение как фактор, с одной стороны, самореализации, с другой стороны – улучшения качества человеческого капитала во всех категориях населения. Тема имеет большое гуманитарное, социально-экономическое значение и нуждается в осмыслении, анализе и выработке предложений для изменения подходов как на стороне госструктур, вузов, так и на стороне учащихся с ООП и их родителей.
В обсуждении приняли участие исследователи, лица с ООП, представители вузов, НПО, Общественного совета г. Алматы, экономисты, политологи, социологи, представители госорганов, а также блогеры и журналисты-обозреватели.

Презентация Марем Бузуртановой http://agkipr.kz/archives/1477

Публикации