Казахстанский институт стратегических исследований

при Президенте Республики Казахстан

Послание Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаева народу Казахстана

Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни

Благополучие народа и вхождение Казахстана в число 30 развитых стран мира –
долгосрочная цель нашего независимого государства.

Серик Сейдуманов1, Санат Кушкумбаев2 ,   http://kisi.kz/images/izdanie/KS-119.pdf

1Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,доктор социологических наук, профессор

2 Заместитель директора Казахстанского института страте-гических исследований при Президенте РК, доктор полити-ческих наук, доцент

Знаменитый исторический бестселлер «Мировая история» (М.: Центрполиграф, 2018, -1247с.) Дж.М.Робертса и О.А.Уэстада  увидел свет в России в 2018 году. Вся история человечества, как подчеркнуто в книге, в ее величии и блеске, трагичности и безрассудстве изложена в данной авторитетной книге. Этот ряд книг сравнительной всемирной истории дополняет произведение профессора Стэнфордского университета Иэна Морриса «Почему властвует Запад…по крайней мере, пока еще» (М.: Карьера Пресс, 2016, -720с.). Опираясь всего лишь только на эти два мировых бестселлера можно и в них увидеть значительную часть нашей казахстанской истории в мозаике мировых исторических процессов.

Авторитетнейший ученый современности, археолог и историк И.Моррис пишет: «Пастухи одомашнили лошадей около 4000-х годов до н.э., а еще спустя две тысячи лет укротители лошадей, жившие в степях современного Казахстана, начали впрягать этих мощных животных в легкие двухколесные колесницы. Колесницы обеспечивали этим ранее периферийным народам такое преимущество в ведении войны, что они могли  даже покорять более древних и богатых соседей» (с.202). При этом потребовалось почти три столетия, чтобы колесницы дошли до хурритов и изменили баланс сил на Западе. И потребовалось восемь веков на то, чтобы они проделали более длинный путь до Востока до долины Хуанхэ. Далее он пишет: «Эти люди были кочевниками, совершенно чуждыми владельцам земель. Мы уже встречались с их предками, пастухами Центральной Азии, которые около 2000 года до н.э. впрягли лошадей в повозки, в результате его появились колесницы, которые после 1750 года до н.э. ввергли западный мир в хаос, а спустя пятьсот лет добрались до Востока. Оседлать лошадь и проскакать на ней кажется более легким делом, чем впрячь ее в транспортное средство, но этого не произошло до примерно 1000 года до н.э., пока не появились более крупные лошади, была улучшена упряжь и были изобретены небольшие, но мощные луки, из которых можно было стрелять с седла. Только перечисленное сочетание составляющих привело к появлению совершенно нового способа жизни – конного кочевничества. Возможность передвигаться на спине лошади еще раз трансформировала географию, постепенно превращая непрерывную полосу засушливой равнины, простирающейся от Монголии до Венгрии (оба этих названия своими корнями связаны с кочевниками) в «степное шоссе», соединившее Восток и Запад» (с.280). 

Мировые исследователи объективно отмечают роль и место кочевнической культуры, номадизма, кочевых народов в мировой истории.  История казахов и Казахстана и в более широком контексте – Центральной Азии и Евразии получает свое освещение в этих книгах. Но так исторически получилось, что еще много осталось неисследованным и нераскрытым. Именно поэтому статья Главы государства «Семь граней Великой степи», опубликованная в ноябре 2018 года, получила такое искреннее одобрение у ученых-историков и представителей научной общественности всех тюркоязычных государств. В этой важнейшей научной статье Президента Назарбаева в главе «Пространство и время национальной истории» определены семь основных граней, достижений кочевой цивилизации, те достижения, которые являются их вкладом в развитие всего человечества,  и корни которых находятся на нашей территории: Всадническая культура, Древняя металлургия Великой степи, Звериный стиль, Золотой человек, Колыбель тюркского мира, Великий шелковый путь, Казахстан - родина яблок и тюльпанов. Данная статья Президента – это продолжение и результат программы «Рухани жаңғыру». Она к тому же еще является частью той большой концептуально-организационной работы, которую проводил Глава государства в 2018 году. Новые времена требуют решения новых задач. В связи с этим Глава государства дважды в нынешнем году обратился с Посланием народу Казахстана. Январское Послание касалось технологической модернизации в рамках Четвертой промышленной революции. Послание, прозвучавшее в октябре текущего года,  было посвящено уровню благосостояния и качеству жизни, в целом росту и развитию человеческого капитала. Огромный интерес народа вызвало Обращение от 5 марта 2018 года «Пять социальных инициатив Президента». Все это вместе – это активное наращение опыта по дальнейшей реорганизации государства и общества, чтобы достойно ответить на сложнейшие вызовы времени. Каждая эпоха получает те мысли, в которых она нуждается, диктуемые  проблемами того рода, которые ставят перед ней социальное развитие. Завершающийся 2018 год для Казахстана, как видно из перечисленного,  был очень насыщенным в плане осмысления ситуации в мире и внутри страны, развития новых способов ответов на вызовы времени.            

Как отмечают исследователи, на развитие человечества и отдельных государств оказывали объективное влияние 5 основных факторов, пять основных мировых проблем развития – изменение климата, миграция, голод, болезни, крах государств. Например, И.Моррис, говоря об изменении климата и миграции, подчеркивает, что с «800 года до н.э., когда более холодная и более сухая погода сократило число пастбищ в степях, пастухи, которые могли быстро перемещать свои стада на большие расстояния и были готовы сражаться за хорошие места, получили огромные преимущества. Целые племена садились на лошадей и ехали сотни миль с зимних пастбищ на летние. Их миграция породило эффект домино. В VIII веке до н.э. группа, которая называлась массагеты (нам хорошо известна их царица Томирис –С.С.), мигрировали на Запад, пройдя по территории, которая в наши дни называется Казахстан, и на этом пути столкнулись со скифами, в результате чего возник вопрос выбора. Те, кто выбрал вариант бегства за Волгу, в свою очередь породили такую же проблему выбора перед киммерийцами, которые жили уже там: им надо было либо сражаться, либо бежать. В 710-х годах до н.э. группы киммерийских беженцев начали перемещаться в западный центр. Их было немного, но они могли принести много вреда. В сельскохозяйственных государствах многим крестьянам приходилось усердно трудиться на полях, чтобы обеспечить едой солдат. В пик своих войн Рим и Цинь забирали в свои армии, вероятно, одного из каждых шести, но в мирное время они ограничивались лишь одним из двадцати. А у кочевников воином мог быть каждый мужчина (а также многие женщины), который с рождения воспитывался рядом с лошадью и луком. Это был наглядный пример асимметричных военных действий. У великих империй были деньги, интенданты и осадные орудья, зато на стороне кочевников были скорость, террор и тот факт, что их жертвы, практиковавшие оседлый образ жизни, часто были заняты сражениями друг с другом. В те годы меняющийся климат и повышающееся в течение какого-то времени социальное развитие снова объединились, чтобы нарушить границы западного центра» (с.281).

Примеров огромного влияния кочевых народов  и государств, всадничества на мировое развитие вполне достаточно. Приведем пример  их влияния на соседние государства. Так историками отмечается, что «Парфяне отличались от более ранних кочевников, пролагавших себе путь в западный центр. Кочевники, подобные скифам, обогащались за счет грабежей или вымогательства денег «за защиту» у сельскохозяйственных империй. По существу, они были бандитами (всех, как известно из истории, кто был не из их основной земледельческой империи, откуда вышли летописцы того времени, называли или варварами или бандитами – С.С.), не заинтересованными в том, чтобы завоевывать «дорогостоящие» государства и распоряжаться их изумительной бюрократией. Напротив, парфянские всадники были только полукочевниками. Они прошли с окраин центральноазиатской степи, а не из ее бесплодной центральной части и на протяжении поколений жили по соседству с земледельцами. Их правители знали, каким образом следует взыскивать налоги с забитых крестьян, и в то же время сохраняли всаднические традиции, от которых зависела их военная мощь. И примерно к 140 году до н.э. они превратили большую часть прежней Персидской империи в слабо интегрированное собственное царство» (с.297). В целом к 200 году до н.э. степи, как подчеркивают исследователи,  перестали быть огромным барьером между Востоком и Западом. Растущее переплетение кочевнических и аграрных империй изменило географию Евразии, делая мир попросту маленьким. Наиболее очевидным последствием этого стала огромная зона общей материальной культуры, простирающейся от Украины до Монголии, по которой купцы и воины передавали из рук в руки идеи, искусство и оружие Востока и Запада (С.284). Только к середине XVIII века, по утверждению этих исследователей, закрылось это «степное шоссе».

Мы привели такие подробные выдержки из книг, чтобы еще раз показать, что в течение почти 4000 лет кочевые цивилизации, государства оказывали существенное влияние на мировую историю и сошли они с мировой арены менее 250 лет назад. Мы, казахи, в целом тюркские народы являемся одними из наследников кочевой цивилизации. Президент Казахстана Назарбаев Н.А. в своей статье «Семь граней Великой степи» открыл казахстанским, да и не только, ученым новые горизонты и направления научного поиска, более всестороннего изучения многотысячелетней истории номадизма. В своей статье Президент в главе II. «Модернизация общественного сознания» указал эти направления работ. К ним относятся: реализация исследовательской программы «Архив-2025»,  исследование «Генезиса тюркского мира», создание антологии и сборника «Тысяча лет степного фольклора и музыки», специального цикла фильмов, сериалов и художественных картин «История в кино и на телевидении», издание учебно-образовательного Парка-энциклопедии, научно-популярной серии «Великие имена Великой степи», создание Музея древнего искусства и технологий Великой степи. Здесь нас ждут много нового, интересного и много открытий.

Большинство населения считает, что исторические исследования должны проводить историки и археологи. И это на самом деле правильно. Но мы хотели бы обратить внимание отечественных ученых на то, что новое слово в мировой исторической науке сказали именно те ученые, которые в своих трудах учли достижения и других наук. В своей книге И.Моррис сделал два основных утверждения. Суть первого из них – в том, что биология, социология и география в совокупности объясняют историю социального развития. Биология и социология объясняют большую часть картины истории, а именно: почему уровень социального развития в целом растет, почему временами его рост происходит быстрее, и временами – медленнее, и почему он порой снижается. Однако эти биологические и социологические законы являются константами, применяемыми повсеместно, и для всякого времени и всякого места. Они – по определению – говорят нам о человечестве в целом. А не о том, почему люди в одном месте живут жизнью настолько отличающейся от жизни людей в другом месте. Чтобы объяснить это он предложил и третий инструмент – географию, подчеркнув, что географические отличия оказывают долгосрочные влияние (С.35). При этом биология способствует росту социального развития, социология определяет, в каких формах происходит (или нет) этот рост, а география определяет, где именно уровень социального развития растет (или падает) быстрее всего. Суть второго утверждения в том, что, хотя география определяет, где именно уровень социального развития растет или падает, однако социальное развитие определяет значение географии. Ни одна из великих трансформаций в отношении социального развития (происхождение сельского хозяйства, рост городов и государств, создание разного рода империй, промышленная революция) не были делом одного лишь экспериментирования. Каждая из них стала результатом того, что отчаянные времена потребовали отчаянных мер. И.Моррис придает всем этим вышеназванным аргументам более широкий характер.  В XXI веке, как он полагает, уровень социального развития обещает вырасти настолько, что это изменит также и значение биологии и социологии. Мы приближаемся, по его мнению, к величайшему скачку в истории (с.590).  

Это все важно для понимания исторических процессов, но для непосредственно исторической науки важно учесть и другое. Дж. Элтон из Кембриджского университета настаивал, что «письменная история охватывает в совокупности не более чем приблизительно 200 поколений. Даже если в истории и есть иная более значительная цель, следует сказать, что пока мы не можем реально ожидать, что мы способны выявить ее на основании того маленького кусочка истории, который имеется в нашем распоряжении». Но, как уже пишут другие исследователи, если мы расширим наши горизонты и привлечем к делу археологов, генетику и лингвистику, то мы получим намного большую историю. Фактически нам достаточно углубиться в прошлое на пятьсот поколений. На основании такого большого отрезка времени мы можем выявить некоторые закономерности (С.579).  Эти методологические достижения мировых исследователей, на наш взгляд, должны быть взяты на вооружение и нашими отечественными исследователями.

Новые времена уже наступили - это время удивительных открытий и значительных перемен. Президент в 2018 году поставил перед государством  и обществом новые задачи. Созидательная энергия казахстанцев в ближайшие годы будет эффективно направляться на их реализацию.

Список литературы

1. Дж.М.Робертс, О.А.Уэстад «Мировая история». М.: Центрполиграф,2018. – 1247 с.

.2. И. Моррис «Почему властвует Запад…по крайней мере, пока еще»М.: Карьера Пресс, 2016. – 720 с

 

Публикации