Казахстанский институт стратегических исследований

при Президенте Республики Казахстан

Послание Президента Республики Казахстан – К.К. Токаева народу Казахстана

Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана

Только путем постоянного диалога власти и общества 
можно построить гармоничное государство,
встроенное в контекст современной геополитики

 

Анна Альшанская, http://kisi.kz/images/files/_4_2019.pdf

Введение Развитие малого предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны. Малые компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся c крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. Сфера услуг в развитых странах является динамично развивающимся сектором экономики. В Казахстане сфера услуг отличается относительно низкой производительностью и эффективностью. В этом смысле развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются важными условиями роста сектора услуг, а также ускорения перехода всей экономики страны на путь инновационного развития. В настоящее время в силу своей специализации большая часть малых и средних предприятий не участвуют в инновационной деятельности. В этой связи, видоизменение отраслевой структуры в сторону более прогрессивных, технически и технологически сложных видов услуг окажет серьезное влияние на характеристики как малого и среднего предпринимательства, так и в целом сервисного сектора экономики. Результаты исследования Для малого и среднего бизнеса (МСБ) Казахстана сектор услуг является доминирующей сферой деятельности с долей в 75% от всего выпуска товаров и услуг. В количественном выражении в сфере услуг функционирует более 900 тыс. субъектов (на 1 января 2019 года) или 73% от общего числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Занято в данном секторе 2,2 млн. человек или 25% от общего числа занятых в стране. Анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг показал, что наибольший импульс получили те виды услуг, где возможны быстрая оборачиваемость капитала, относительно высокая норма прибыли и низкая капиталоемкость производства услуг.

Alshanskaya 1

Рисунок 1. Количество действующих малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

 

Источник: составлено по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК

Так, порядка 82% МСП – это индивидуальные предприниматели. Причем, в условиях низких возможностей альтернативного трудоустройства создание индивидуального предпринимательства выступает как вынужденное предпринимательство, которое отличается низкой производительностью и направлено, в первую очередь, на обеспечение личных источников дохода. Так, к примеру, в сельской местности, где возможности трудоустройства по найму достаточно низкие, доля доходов от самостоятельной и предпринимательской деятельности в два раза выше, чем в городе, – 16% против 8% (по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК). При этом на фоне роста малых компаний, количество средних предприятий, занятых в сфере услуг сокращается – примерно на 10% за период 2015-2017 годы (см. рис.1).

Таблица 1. Структура малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Alshanskaya 2

Источник: составлено по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК

Рассматривая отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства, следует отметить, что по мере роста размера компании ее специализация меняется в сторону более сложных видов деятельности. Если наибольшее количество (более 40%) субъектов малого бизнеса и индивидуального предпринимательства представлено предпринимателями, занятыми в торговле, то средние предприятия представлены как в торговой деятельности, так и предоставлении транспортных услуг (см. табл.1). Помимо этого, малый и средний бизнес в сфере услуг (как и в целом по экономике) развивается на территории страны неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации. Главные центры казахстанского МСБ – города Алматы и Шымкент, а также Туркестанская область. Наименьшая активность малого и среднего бизнеса отмечается в Кызылординской и Атырауской областях. Как следствие, динамика сектора малого и среднего бизнеса в целом по стране фактически зависит от его состояния в регионах – лидерах. При этом, согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса в Казахстане за 2017 год» отмечается наличие дисбалансов в правовом регулировании и процедурах оформления (основные критерии по количеству дней и процедур для открытия бизнеса), дифференцируемое в региональном разрезе дело (см. табл. 2).

\Таблица 2. Легкость ведения бизнеса в регионах Казахстана

Alshanskaya 3

Источник: Доклад Всемирного банка «Введение бизнеса в Казахстане, 2017 год»

По данным исследования из 8 исследуемых регионов страны наиболее положительные условия для открытия бизнеса созданы в столице, тогда как в Актюбинской области для начинающих предпринимателей наблюдается иная ситуация. В столице данный процесс является самым быстрым (8,5 дня), в Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Костанайской областях необходимое время для открытия собственного дела составляет 10 дней.

Также следует отметить, что инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса, функционирующего в сфере услуг, полностью не раскрыт. Наиболее привлекательным сектором для инвестирования для малого и среднего бизнеса остаются отрасли транспорта и складирования. На фоне устойчивого роста малых предприятий (в большей мере за счет активного государственного льготного кредитования), средний бизнес столкнулся за последние 4 года (2014-2018гг.) с сокращением инвестиционной активности в ряде отраслей сектора услуг. Так, наибольшее падение показывают отрасли операций с недвижимым имуществом (-57,1%), информации и связи (- 28%), финансовая и страховая деятельность (-42%).

Необходимо заметить, что сокращение экономической активности средних предприятий является следствием слабых механизмов стимулирования перехода малых предприятий в категорию средних. Существующие инструменты поддержки не учитывают в целом различий между малым и средним бизнесом и непропорционально смещены в сторону развития индивидуального и микро- предпринимательства. Кроме того, для предпринимателей более выгодным становится оставаться в категории малого бизнеса, для которых, в свою очередь, фискальная и административная на- Научный журнал. 2019/4 (92) 41 грузка в связи с принимаемыми мерами находится на относительно низком уровне. Другими словами, нежелание рисковать и искусственное сдерживание развития бизнеса ограничивает возможности для роста предпринимательского сектора в целом.

Таким образом, важность приобретает формирование стимулирующей модели акселерации роста малых и средних предприятий на разных этапах жизненного цикла. Причем, стоит также заметить, что в целом предпринимательская активность среди населения остается небольшой. Доходы от наемного труда составляет основу денежных поступлений населения, тогда как роль предпринимательской деятельности и доходов от собственности невелика. Так, согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в 2018 году только 10% населения получали доход от предпринимательской деятельности.

Основные тенденции развития сферы услуг в Казахстане

В целом сложившаяся структура МСП по масштабу предприятий и видам экономической деятельности демонстрирует не только слабое развитие сектора, но не способствует развитию сферы услуг в целом.

Так, вклад малого и среднего бизнеса, в том числе и задействованного в секторе услуг, в общие экономические показатели Казахстана существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Доля МСБ в валовом внутреннем продукте в январе-сентябре 2018 года сложилась на уровне 28,9%. Вместе с тем, по странам ОЭСР в среднем доля МСП в ВВП составляет порядка 60%, к примеру, в Италии – 68%, Великобритании – 51%, Финляндии – 60%, Германии (53%), Нидерландах (63%), (http://www.esep.kz/upload/iblock/007/Zaklyuchenie-Schetnogokomiteta-2018.pdf).

При этом дифференциация и неравномерность изменений в секторе услуг сохраняются на достаточно высоком уровне.

Во-первых, сохраняется низкая производительность труда.

Так, несмотря на восстановление роста производительности труда в сфере услуг в 2018 году, в целом за последние 5 лет темпы роста данного сектора не опережали аналогичные показатели сферы материального производства (см. рис. 2). Это связано с более значительным увеличением занятых в данном секторе по сравнению с общим ростом производства, в том числе и низким спросом населения в связи с замедлением роста реальных денежных доходов.

Alshanskaya 4

Рисунок 2. Динамика производительности труда и реальной заработной платы, в % (9 месяцев 2014-2018гг.)

Источник: составлено по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК

Во-вторых, отмечается слабый рост инвестиционной базы сектора услуг.

Доля сферы услуг в общем объеме инвестиций имеет тенденцию к устойчивому снижению – с 50,3% в 2014 году до 34,7% в 2018 году. Почти 70% приходится на операции с недвижимым имуществом и транспорт. Инвестирование в остальных отраслях услуг не столь масштабны. Для нерыночных капиталоемких услуг образования, здравоохранения, искусства существенна зависимость от бюджетных вливаний.

В-третьих, внешняя торговля услугами, как в абсолютном, так и относительном выражении достаточно низка.

По данным Национального Банка РК, за 9 месяцев 2018 года из страны было экспортировано товаров и услуг на общую сумму 50,6 млрд. долл. США, при этом доля услуг составляет только 10,3 % (5,2 млрд. долл. США). Причем, относительное сальдо внешней торговли продолжает сохраняться – в 2018 году разница между импортом и экспортом составила почти 2 раза (см. рис. 3)

Alshanskaya 5

Рисунок 3. Экспорт услуг в Казахстан, 2018 г.

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

Помимо этого, структурная несбалансированность экспорта услуг также остается важной проблемой. В настоящее время порядка 90% казахстанского экспорта услуг приходится на три их вида: транспортные, прочие деловые услуги (юридические, консалтинговые, архитектурные, инженерные и пр.) и поездки (туристические и деловые).

Таким образом, сфера услуг в казахстанской экономике еще не приобрела статус значимого сектора. Экономическая активность все еще смещена в сторону производства товаров. Развитие сферы услуг базируется на росте ряда отраслей, предоставляющих населению и производству услуги в операциях с недвижимостью и транспорте. В этом смысле, для малого и среднего бизнеса сфера услуг продолжает оставаться сектором нереализованного потенциала.

Следовательно, для раскрытия потенциала малого и среднего предпринимательства и развития услуг с высокой добавленной стоимостью в Казахстане необходимо следующее:

1. В целях расширения области специализации предприятий малого, среднего и крупного бизнеса необходимо:

– в условиях недостаточности залогового обеспечения малых и средних предприятий расширить практику использования услуг факторинга, в том числе, и при исполнении контрактов для нужд государственного сектора;

– содействовать развитию франчайзинга с целью стимулирования кооперации малого и среднего бизнеса и крупных предприятий;

– стимулировать развитие субконтрактации в сфере услуг для заключения долгосрочных договоров, а также продвижения казахстанской торговой электронной площадки субконтрактации.

2. Совершенствовать систему поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий за счет увеличения фокуса на поддержке малого и среднего бизнеса и страхование гарантий для экспортеров услуг.

3. Совершенствовать систему мониторинга результативности программ поддержки малого и среднего бизнеса посредством регулярного проведения социологических опросов и обследований целевых групп (не реже раза в год) с целью определения влияния программ на состояние малого и среднего бизнеса и выявлении основных проблем.

Публикации