Перейти к содержимому
Главная страница » Мама на работе: забота или угроза?

Мама на работе: забота или угроза?

О гендерном компромиссе казахстанок

Айгүл Забирова

Айгуль Забирова,

главный научный сотрудник

 КИСИ при Президенте РК

Женщины в Казахстане работают с советских времен, сохраняя при этом домашний труд. Результатом стала двойная роль, ставшая правилом, но не облегчением.

В Казахстане женщины давно стали опорой семейного бюджета, но вопрос о том, мешает ли работа матери детям, до сих пор разделяет поколения. В этом смысле наше общество представляет собой уникальный случай, когда участие женщин в труде сосуществует наряду с патриархальными ценностями.

Социологически такое положение женщин определяется как режим двойной нагрузки, double shift[i]. Режим двойной нагрузки означает женский оплачиваемый труд плюс высокая домашняя нагрузка. Причины такой нагрузки понятны – финансовое давление и лимитированная помощь со стороны государства. Культурное же ожидание в том, что «хорошая мать» должна полностью посвящать себя детям, но, будучи работающей матерью, замечу, этот идеал не достижим.

Женщины оказываются между двумя силами, экономика требует от женщин труда, а семья – полной отдачи дома(неоплачиваемый труд). Замечу, что Казахстан здесь не исключение, режим двойной нагрузки характерен для многих постсоциалистических обществ, где женщины работают наравне с мужчинами и несут основную ответственность за семью[ii].

Режим двойной нагрузки проявляется не только в реальной жизни, но и в том, как общество понимает роль женщины. Так, данные опроса КИСИ показывают[iii], что часть общества все еще придерживается патриархальных взглядов, а другая часть уже ориентируется на современные установки. В частности, респондентам было предложено ответить на утверждение «Когда женщина работает, это плохо сказывается на детях» по шкале от «Полностью согласен» до «Полностью не согласен». Согласие в той или иной степени показывало бы патриархальность установок, а несогласие означало бы современность установок респондента. Патриархальность в семейно-гендерном отношении означает приоритет мужчины и ограниченную роль женщины. В Казахстане патриархальность окрашена в разные тона. У казахов сильна традиция рода и старшинства, у узбеков она проявляется в ранних браках и жестком распределении ролей в быту, у русских старших поколений выражается в советской установке «мужчина – добытчик, а женщина – хозяйка дома». Современность же предполагает равенство возможностей и гибкость ролей. Здесь мужчина и женщина – партнёры, их достижения в труде и образовании равнозначны, а семейные обязанности разделены.

Итак, 37,9% респондентов разделяют убеждение, что оплачиваемая работа матери негативно сказывается на детях. Но большинство (59,4%) с этим не согласны. Мы живем в двойной реальности, работа женщин стала социальной нормой, а ожидание, что вся семья на маме – все еще живо.

Но кто стоит за этими цифрами? Попробуем понять, какие социальные группы склонны к патриархальности, а какие выбирают современный взгляд на женщину?

  • Гендерный разрыв есть, но он не драматичен. Как видно из диаграммы 1, мужчины и женщины почти одинаковы в своих оценках, но различия все же заметны, корреляционный анализ дает отрицательную и слабую, но статистически значимую связь (Спирман равен -0,049), мужчины чуть чаще склонны соглашаться с данным стереотипом.
  • Разница между горожанами и сельчанами минимальна. В городе согласны 38,3% респондентов, а в селе 37,2% (диаграмма 2). Иначе говоря, город и село не делят нас на два лагеря, взгляды на роль женщины одинаковы.   
  • Чем выше уровень образования, тем меньше согласия со стереотипом. По уровню образования картина не однозначная. Наиболее традиционны те, у кого среднее или профтехобразование, 42,2% согласных со стереотипом (диаграмма 3), среди людей с высшим образованием 33,7% согласных. Корреляция слабая, но значимая (Спирман равен -0,057).
  • Возраст как главный фактор. По возрасту различия ярче всего. Чем старше человек, тем выше поддержка идеи, что работа матери вредит детям, если среди тех, кому 18-29 лет согласных треть (32% респондентов), то среди старшего поколения почти половина (47,5%). Корреляция положительная и значимая (Спирман равен 0,088). Молодые поколения уже живут в реальности, где работающая мать – это норма, а старшие все еще держатся за старые идеалы материнства.

Логистическая регрессия подтверждает корреляционный анализ, именно возраст и образование стали самыми сильными предикторами патриархальности – современности, то есть сильнее всего влияют на отношение к работающей матери, а пол и место проживания почти не меняют картину. 

Социологические исследования в самых разных странах показывают, что работающая мать никак не вредит детям. Важно другое – наличие поддержки. Если государство и общество хотят уменьшить двойную нагрузку женщин, то шагов здесь несколько. Это развитие детских садов, групп продленного дня, доступных услуг по уходу. Развитие гибких форм занятости, позволяющих совмещать работу и семью. Особо стоит вопрос о роли отцов, вовлеченный отец – это не только помощь матери, это прочная семья и больше возможностей для ребенка. Наконец, работа с установками, когда медиа и образование показывают, что работающая мать не угроза детям, а ресурс для всей семьи. В конечном счете, когда труд и забота становятся общей ответственностью, двойная нагрузка перестает быть правилом без облегчения и превращается в равное партнерство.

blank
blank
blank

[i] Hochshild, Arlie Russel, and Anne Mashung. The second shift: working parents and the revolution at home. Penguin, 2012

[ii] Казахстан представляет собой гибридный случай как страна с постсоциалистическим наследием, динамикой развивающихся рынков и патриархальными нормами.

[iii] Опрос от 11.05-22.06.2024, проведенный по заказу КИСИ, 8 101 респондент. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 регионов страны и городов республиканского значения Астаны, Алматы и Шымкента.