«Зеленая» повестка будет выступать одним из ключевых драйверов экономической политики Центральной Азии уже в обозримом будущем. Сегодня идет активизация взаимодействия стран региона в «зеленом» развитии как на политическом, так и экспертном уровне.
Между тем процесс декарбонизации затрагивает важные вопросы расширения использования альтернативной энергетики, снижения выбросов парниковых газов от традиционных производств, развития энергоэффективности и энергосбережения. Поэтому необходимо расширять возможности сотрудничества центральноазиатских стран в данном направлении. Однако для эффективной реализации декарбонизации в каждом государстве должны быть обеспечены благоприятные условия.
Во-первых, это профильная нормативно-правовая база и концептуальное обеспечение. В целом она должна быть направлена на стимулирование «зеленой» сферы и дестимулирование «коричневых» отраслей, а также ужесточение регулирования с целью снижения эмиссий.
Во-вторых, зеленое финансирование. Основным условием реализации устойчивого финансирования банками выступает привлечение зеленого фондирования и иных льгот. Это может быть реализовано через разные механизмы: привлечение зеленого фондирования от международных институтов, выпуск зеленых облигаций, субсидии на процентную ставку от государства и др.
В-третьих, технологическая модернизация. Основой декарбонизационной политики страны должна стать технологическая модернизация на базе расширения альтернативной энергетики и использования цифровых технологий в базовых отраслях. Также важно внедрение современных технологий, направленных на улучшение энергетической эффективности в различных секторах экономики, таких как промышленность, транспорт и жилищно-коммунальный сектор.
Казахстан уже акцентирует свою экономику на последовательную декарбонизацию и создает необходимые условия для этого.
Так, в феврале этого года была разработана и утверждена Стратегия достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года в рамках реализации целей Парижского соглашения.
В стране разработан и запущен целый ряд ключевых элементов национальной инфраструктуры по декарбонизации: создана система торговли квотами на выбросы парниковых газов, организованы аукционы для отбора проектов по генерации на основе возобновляемых источников энергии, утверждена таксономия зеленых проектов.
Казахстанским предприятиям также предоставляется возможность модернизировать производство за счет полного освобождения от экологических платежей. В свою очередь, с января этого года крупные промышленные предприятия обязаны установить автоматизированные системы мониторинга выбросов.
Предпринимаемые действия по снижению углеродоемкости экономики страны и предотвращению экономических потерь включают в себя сближение национальной системы торговли выбросами с европейской.
Тем самым уже нарабатывается позитивный опыт по переходу к устойчивой, низкоуглеродной экономике в Казахстане. В целом декарбонизация позволит не только сократить негативное воздействие на окружающую среду, но и будет способствовать развитию новых технологических отраслей и секторов экономики.
Однако переход к зеленой экономике и внедрение ВИЭ потребуют значительных вложений. В связи с чем необходима кооперация государств региона для более эффективного и последовательного внедрения новых технологий.
Наиболее востребованными треками интеграции центральноазиатских стран выступают: совместная работа по обеспечению единого благоприятного бизнес-климата и повышения привлекательности для инвесторов, организация взаимных поставок электроэнергии и рационального использования водных ресурсов, а также цифровизация отраслей экономики для конкурентоспособности товаров региона.
Кроме того, для решения вопросов водопользования требуются новые механизмы и инструменты сотрудничества в бассейнах трансграничных рек. Необходимо выработать политические и правовые меры урегулирования водных и энергетических отношений, учитывающие интересы каждой стороны.
Алишер Тастенов,
главный эксперт КИСИ при Президенте РК