1 сентября 2022 года Глава государства выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана на совместном заседании обеих палат Парламента. Президент сделал акцент на социально-экономические реформы, которые направлены на инклюзивный рост благосостояния граждан, развитие конкуренции, а также затронул ключевые аспекты обеспечения национальной безопасности, в частности продовольственной.
В целях подведения итогов нынешнего Послания Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК провел в СЦК заседание национальной экспертной площадки «КИСИ GPS» на тему «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество. Экспертное обсуждение Послания Главы государства К.К. Токаева народу Казахстана».
Открывая очередное заседание национальной экспертной площадки «КИСИ GPS», заместитель директора КИСИ Алуа Жолдыбалина отметила, что основным акцентом выступления Президента была забота о людях и гражданах. «Программа политических реформ предшествовала экономическим преобразованиям. В своем Послании Президент задал высокую планку экономической и политической модернизации. Но сегодня важнейшей задачей является развитие человеческого капитала. Никакие реформы не будут эффективными без развития образования, улучшения здравоохранения, воспитания молодежи. Поэтому основное внимание в Послании уделяется положению женщин и детей.
Очевидно, что для реализации поставленных задач необходима перезагрузка политического поля. Единственный способ это сделать – провести выборы. Причем избирательный процесс пройдут все представительные институты власти, начиная от Президента, Мажилиса Парламента и завершая маслихатами.
При этом предполагается однократное президентство. Оно заключает в себе потенциал демократизации политической системы через гарантированную смену высшего руководства страны. В случае принятия данной нормы мы получим четкие сроки исполнения предвыборных программ кандидатов».
Юлия Кучинская, депутат Мажилиса Парламента РК:
«Каждое слово в Послании отражает чаяния людей. Вопрос пенсионного возраста очень актуален. Фиксация возраста выхода на пенсию для женщин на уровне 61 года – первый шаг на этом пути. Конечно, Правительству предстоит провести большую работу, но мы видим, что государство слышит запросы со стороны общества и готово на них отвечать.
Нами ожидается работа по совершенствованию законодательства. В первую очередь необходимо уйти от норм, которые лоббируют узкие корпоративные интересы, а не всего общества. Это вызов для политических партий, депутатов и экспертного сообщества.
Необходимо пересмотреть отношение к данным статистики. Не нужно ориентироваться на средние показатели – из-за больших разрывов мы упускаем реальную картину».
Куат Акижанов, директор Института прикладных исследований Академии государственного управления при Президенте РК:
«В Послании я услышал признание самой главной социально-экономической проблемы нашей страны – дисбаланс в распределении доходов. Одно из решений этой проблемы – это внедрение налога на роскошь, о чем было сказано в Послании. Налог на роскошь – довольно распространенная практика в развитых странах.
Очень радует, что Президент уделяет внимание новой экономической политике. Вместе с тем все еще доминирует неолиберальная экономическая парадигма. В связи с этим необходимо обратиться к экспертному сообществу. Например, целесообразно внедрение прогрессивного налога на доходы.
Послание Президента дало сигнал экспертному сообществу – предлагать решения. Если Президент говорил о новой экономической политике и политическом плюрализме, то экспертному сообществу необходимо переходить к новому экономическому мышлению и плюрализму идей».
Марат Башимов, директор Экспертного института Европейского права и прав человека:
«Считаю, что в судебной системе кадры должны отбираться экспертным сообществом, а именно Высшим судебным советом. В целом Послание Президента носит правозащитный потенциал и укрепляет институциональную стабильность судебных органов».
Рахим Ошакбаев, заместитель председателя Народной партии Казахстана:
«Послание Президента чрезвычайно важно. Глава государства в первую очередь поставил задачу полной перезагрузки всех ветвей власти института президентства и института парламентаризма. Президент решил пойти на тотальную перезагрузку политической системы. Этому предшествовали в том числе трагические события января, подчеркнувшие необходимость отказа от старых парадигм.
Для эффектной реализации Послания нужны новые подходы в экономической политике, работающие каналы политической коммуникации».
Асем Кайдарова, заместитель председателя правления КИОР:
«Ключевые аспекты Послания направлены на благополучие семьи как главной ценности казахстанского общества. Создание достойных условий для семьи – фундамент качественного человеческого капитала. Согласно нашим социсследованиям, топ-5 проблем, волнующих казахстанские семьи, – медицина, инфраструктура, качество образования, финансы, досуг.
Отраженные в Послании пункты направлены прямо или косвенно на решение всех этих вопросов».
Дана Ашимханова, заместитель директора Института прикладных этнополитических исследований:
«В Послании нашли отражение социальные запросы населения. Это и снижение пенсионной планки для женщин, и расширение помощи по уходу за ребенком, и усиление адресной социальной помощи.
При реализации национальных проектов необходимо учитывать демографические процессы. В частности, ожидается рост рождаемости, в т.ч. среди социально уязвимых слоев населения. В этой связи возможен рост социально-экономического неравенства. Поэтому необходимо проводить прогнозные оценки для демографической безопасности».
Бакытгул Хамбар, директор Секретариата Целей устойчивого развития Института экономических исследований:
«Вопросы человеческого капитала, молодежи и семьи являются базовыми элементами принципа устойчивого развития, поэтому эти вопросы в Послании тщательно рассмотрены и охвачены системой соответствующих мер. Тем не менее мы надеемся, что все предложения, направленные для поддержки детей дошкольного возраста, в большинстве случаев будут адекватно решать и проблемы молодежи».
Ляззат Нуркатова, руководитель Группы стратегического анализа Казахстанского института общественного развития:
«Президент смело сказал на всю страну о том, что инфраструктурно все обветшало. За более чем 30 лет вся инфраструктура устарела. Стало понятно, что косметической ремонт уже не поможет. Качественное улучшение инфраструктуры повысит качество жизни людей.
Цель Послания Президента – начало новой экономической политики, в первую очередь инклюзивной. Сейчас разрабатываются Социальный кодекс, Цифровая карта семьи. Теперь появилась «Детская копилка» (отчисление 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18 лет). Сама инициатива грандиозная. Мы становимся страной, дружественной в отношении детей. С 1 января 2024 года это коснется каждого ребенка.
В целом важно разработать механизмы реализации и систему социальной защиты населения в рамках Послания. Все это будет повышать социальный статус семьи».
Марат Каирленов, директор «Улагат Консалтинг Групп»:
«В Послании прозвучало много полезных мер для бизнеса, но есть и спорные моменты. У нас сложилась сложная ситуация с доходами населения, расходы на продукты составляют порядка 53% от всех расходов. При этом инфляция будет нарастать. Это увеличивает риски реализации Послания. Поэтому нужна тщательная проработка экономических мер со стороны Правительства, экспертного сообщества, которые меняли бы ситуацию в ближайшее время в течение 2–3 месяцев».
Жулдызай Искакова, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике:
«Объявленный в начале 2022-го Год детей завершается большим и правильным решением – отчислять средства из Нацфонда на счета детей. По сути это та самая долгожданная «нефтяная рента гражданам Казахстана» в ее правильном исполнении, или по-другому – «экономический паспорт» казахстанцев. Такая практика есть в ряде стран мира и она позволит детям в будущем получать плату за использование недр страны. Это один из самых востребованных обществом шагов».
Жанна Каримова, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК:
«Послание содержит в себе поручения Президента, реализация которых будет иметь комплексный, мультипликативный эффект. Например, помощь в приобретении школьной формы не только станет помощью социально уязвимым слоям населения, но и поддержкой легкой промышленности страны.
Также необходимо преодолевать региональные диспропорции в техническом и профессиональном образовании. Например, в г. Алматы есть 83 ТиПО, а в г. Шымкенте – 33. В этом вопросе целесообразно синхронизировать специализацию ТиПО с экономической специализацией региона. Это позволит реализовать программы дуального образования, что будет стимулировать привлечение работодателями студентов».