Проведение референдума положило начало построению законодательной базы Второй республики. Масштабная программа политических реформ Президента РК К.К. Токаева планомерно реализуется. Граждане поддержали курс Главы государства на политическую модернизацию, чему подтверждение предварительные данные ЦИК, где 77,18% избирателей проголосовали за построение Жаңа Қазақстан на общенациональном референдуме.
Согласно данным exit-poll, от 74,8% до 79,4% казахстанцев поддержали конституционные поправки. Референдум считается состоявшимся, имеется кворум для принятия конституционных поправок.
В целях подведения итогов референдума Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК на площадке СЦК провел заседание национальной экспертной площадки «КИСИ GPS» на тему: «Новая политическая реальность: итоги Референдума-2022».
В своем выступлении директор КИСИ Еркин Тукумов отметил, что результаты социологического исследования КИСИ совпали с итогами референдума.
«По данным Центральной избирательной комиссии, в референдуме приняли участие 68,06% казахстанцев (шестьдесят восемь процентов). В начале мая Казахстанский институт стратегических исследований провел телефонный опрос 1200 респондентов. По данным опроса, 66,4% (шестьдесят шесть процентов) были готовы участвовать в референдуме. Как видите, наш прогноз почти аналогичен сегодняшнему результату.
Референдум стал историческим актом единства и сплоченности народа Казахстана. Мы очередной раз показали непоколебимость наших намерений жить в мире и согласии. Высокая явка граждан, данные экзитпола трех компаний являются доказательством нового уровня консолидации наших граждан. В целом можно констатировать, что 5 июня народ Казахстана в полной мере реализовал свое конституционное право голоса, определив дальнейшую судьбу нашей страны.
Референдум позволил создать прочную основу для дальнейшей реализации масштабной программы политических реформ Президента Токаева. В самое ближайшее время предстоит пересмотреть действующие конституционные законы, принять более 20 новых законов. От того, насколько эффективной будет новая модель государственного управления, зависит устойчивость страны в глобальном мире», – отметил глава института.
Депутата Сената Парламента РК Ляззат Сулеймен отметила, что всенародное голосование отразило отношение граждан к реформам. «Депутаты Парламента в течение месяца проводили активную информационную работу в регионах. Во время встреч с избирателями мы видели интерес граждан к конституционным поправкам. Гражданская активность и политическая культура народа позволили провести референдум в рамках закона. Всенародное голосование на самом деле отразило отношение граждан к реформам. Несмотря на альтернативные и критические взгляды, конституционные реформы были приняты, потому что они отвечают насущным потребностям общества», – сказала Ляззат Сулеймен.
По мнению Берік Әбдіғалиұлы, депутата Мажилиса Парламента РК, после внесения изменений в Конституцию повысится качество работы Парламента и маслихатов. «Референдум можно рассматривать как политическую инициативу в нашей стране. Перед Парламентом сейчас стоит большая работа – необходимо внести все изменения, принять новые законы. Все изменения будем обсуждать в рабочих группах, на этот процесс потребуется около 3–4 месяцев. В общем, я надеюсь, что до конца года мы соберем ряд законов. В ближайшее время – после внесения изменений в Конституцию – не будет сомнений в повышении качества работы Парламента и маслихатов», – отметил спикер.
Депутат Мажилиса Парламента РК, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Саясат Нурбек считает, что итоги референдума показали доверие казахстанцев власти. «Проведение референдума важно по следующим причинам. Во первых, конституционные реформы были направлены на восстановление баланса полномочий и ответственности ветвей власти. После принятия конституционных изменений будет повышена роль Парламента, в частности Мажилиса. Этому также будет способствовать новая смешанная избирательная система.
Во вторых, это геополитическая ситуация, которая требует изменения внутренних и внешних векторов развития. И мы видим: референдум показал, что несмотря на сложную геополитическую ситуацию, казахстанцы доверяют друг другу, доверяют власти.
Необходимо отметить, что референдум – это только первый шаг к изменениям, теперь нас ожидает работа по приведению соответствия законодательства новой Конституции», – поделился депутат.
Индира Аубакирова, член Рабочей группы по внесению поправок в Конституцию РК, акцентировала внимание на важности конституционной культуры. «Повышать надо нашу конституционную культуру. Это тот камень преткновения, который может нивелировать ценность поправок. Вместе с тем нужно повышать исполнительскую, правовую и политическую культуру. Политическая воля заявлена. Теперь вопрос зависит от всего общества», – считает Индира Аубакирова.
Как отметил Талгат Калиев, директор Института прикладных этнополитических исследований, поправки отвечают запросам широких слоев населения в регионах. «Хочется отметить отдельно данные по структуре голосования: оно распределилось равномерно по регионам, т.е. регионы голосовали активнее, чем центральные города. Это говорит о том, что поправки отвечают запросам широких слоев населения в регионах. Отмечались высокая явка и уровень одобрения поправок. Сейчас можно сказать, что «мяч» находится на стороне общества, и все будет зависеть от того, насколько население будет готово принять на себя обязательства по реализации гражданских обязанностей и проявит свою гражданскую активность», – сказал эксперт.
Директор Казахстанского института общественного развития Казбек Майгельдинов подчеркнул, что для реализации предстоящих реформ каждый гражданин должен проявить активность. «Внесение изменений в Конституцию – это врожденный спрос со стороны общества и населения. Запрос выполнен, теперь главное внимание каждого гражданина к ответственности. Для реализации предстоящих реформ каждому гражданину необходимо проявить свою активность. Как сказал Глава государства К.К. Токаев, референдум – это только начало реформ. Продолжение реформ – практическая реализация предложенных на этом референдуме изменений. Демократический путь – это участие каждого гражданина в каждом изменении. Во-вторых, самое важное, что Глава государства закладывает фундамент для широкого участия населения в государственном управлении. Когда каждый гражданин говорит, что он участвует в этом государственном управлении, он обязательно должен нести ответственность», – отметил Казбек Майгельдинов.
Рамазан Сарпеков, директор Института законодательства и правовой информации РК, считает, что итоги референдума обусловлены доверительными отношениями между государством и обществом. «Прошедший референдум наглядно показывает уровень взаимопонимания между государством и населением. В течение месяца была проведена значительная информационная работа по разъяснению предложенных поправок. По моим наблюдениям, до большинства казахстанцев информация была донесена в полной мере. В ходе референдума население приняло активное участие. Об этом говорит и уровень явки на референдум. 70% – это высокий процент. В целом все было проведено на высоком уровне. Это отмечают и иностранные наблюдатели. По официальным данным, в ходе голосования не были выявлены какие-либо грубые нарушения. В результате референдума все поправки приняты. И положительные результаты обусловлены доверительными отношениями между государством и обществом. В будущем мы должны продолжить начатые качественные изменения уже в Новой Республике. Это работа не одного дня. Так как были предложены поправки в 33 статьи, что является 1/3 Конституции, предстоит дальнейшая работа по усилению Конституции. Главная задача – это формирование честных, справедливых и равных отношений в обществе. Для этого мы должны и дальше вместе работать», – сказал он.
Доктор юридических наук, член Рабочей группы по выработке предложений и изменений в Конституцию Республики Казахстан Сергей Ударцев сказал, что в соответствии с Посланием Главы государства изменения в Конституцию, которые были утверждены, на последнем этапе объяснялись и разъяснялись в течение месяца. «Предстоит очень много работы по реализации всех этих положений. Сейчас государственные органы должны принять около 20 законов, внести изменения и создать совершенно новые», – отметил Сергей Ударцев.
По мнению Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива», гражданское общество поддерживает вектор на открытость политической системы Казахстана. «Конституционные реформы, принятые благодаря референдуму, являются частью программы политических реформ Президента РК К.К. Токаева. Сейчас мы движемся к открытой политической системе, граждане могут активно участвовать в политической жизни, в том числе избирать и быть избранными. В свою очередь эксперты и гражданское общество поддерживают вектор на открытость политической системы Казахстана. Впереди большая работа, экспертное сообщество готово участвовать в разработке новых механизмов функционирования системы государственного управления», – заключил эксперт.