5 октября исполнилось 30 лет со дня выдвижения Казахстаном инициативы по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Эта инициатива, провозглашенная в 1992 году, стала одной из наиболее заметных и успешных внешнеполитических акций в истории нашей страны. Благодаря ее реализации Казахстан закрепил в международном сообществе свою репутацию государства, твердо приверженного миру, безопасности и сотрудничеству во имя всеобщего блага.
Успех инициативы, на мой взгляд, не был случайностью или счастливым стечением обстоятельств. Он был предопределен точным, безупречно выверенным прочтением казахстанским руководством геополитической ситуации и ее перспектив.
Известно, что идея создать в Азии международную организацию по безопасности и сотрудничеству вынашивалась еще в бытность СССР, однако тогда она не получила развития. Главным препятствием на пути ее осуществления стали пестрый политико-экономический состав, разнородные интересы, а порой и глубокие противоречия между азиатскими странами, обусловившие неготовность к их разрешению политико-дипломатическими методами. Свою роль играло и откровенное соперничество Москвы и Вашингтона за влияние в этом регионе мира. В итоге Азия на тот момент еще не дозрела до сотрудничества в рамках единой континентальной организации.
На пороге 90-х годов мир кардинально изменился. Распад Советского Союза привел к образованию новых независимых государств, парадигма антагонизма между социалистическим и капиталистическим лагерями уступила место идеям сотрудничества, ослабла напряженность в отношениях между крупнейшими азиатскими странами. Все это сделало возможным возродить идею «азиатской ОБСЕ», что и было предложено Казахстаном в лице СВМДА.
Следует отметить, что путь к созыву Совещания был непрост. Понадобилось несколько лет напряженной дипломатической работы, чтобы вывести инициативу Главы государства на этап практической имплементации. МИД РК и его заграничные учреждения неустанно работали со своими зарубежными визави, чтобы довести до них цель и задачи планируемого Совещания, разъяснить позицию Казахстана по данной инициативе. В течение 1994–2002 годов был проведен ряд заседаний специальной рабочей группы, комитета старших должностных лиц, встреч на уровне министров иностранных дел, прежде чем в июне 2002 года наконец удалось провести I Саммит СВМДА. Огромный вклад в успех казахстанского начинания на том этапе внесли как отечественные дипломаты (К. Токаев, В. Гиззатов, Б. Нургалиев, К. Абусеитов и др.), так и аккредитованные в РК послы азиатских стран и представители международных организаций. Благодаря их кропотливой слаженной работе были сформированы два уставных документа – Алматинская декларация принципов (принята на СМИД СВМДА в сентябре 1999 года) и Каталог мер доверия (принят на СМИД СВМДА в октябре 2004 года), а также проведена организационная подготовка I Саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Принятый на том историческом форуме Алматинский акт определил общие вопросы безопасности и сотрудничества государств, источники международной угрозы, сформулировал меры укрепления доверия, которыми должны руководствоваться в своей деятельности страны –участники СВМДА.
На сегодняшний день Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии превратилось в мощную диалоговую площадку, которая по своим параметрам и значению вполне может быть признана ведущим инструментом паназиатской политики. Членами СВМДА являются 27 стран континента, еще 8 стран, в том числе неазиатские Беларусь, США, Украина, и 5 международных организаций (ООН, Международная организация по миграции, ОБСЕ, Лига арабских государств, Парламентская Ассамблея тюркских государств) являются наблюдателями. Кроме того, партнерами СВМДА выступают еще 5 организаций – ОЭС, ШОС, Региональная антитеррористическая структура ШОС, Управление ООН по наркотикам и преступности, Ассамблея народа Казахстана. Здесь сосредоточено 60% населения мира и около 40% мирового ВВП по паритету покупательской способности.
Принципы взаимоотношений государств – участников СВМДА в полной мере коррелируют с Уставом ООН и международным правом. В качестве таковых Алматинским актом СВМДА закреплены: суверенное равенство и уважение суверенных прав; мирное урегулирование конфликтов; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; невмешательство во внутренние дела государств; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; разоружение и контроль над вооружениями; уважение прав человека и основных свобод.
В соответствии с Алматинским актом осуществление мер доверия признается в качестве основного инструмента для достижения целей СВМДА. Характерно, что вследствие сложности взаимоотношений на Азиатском континенте Каталог мер доверия и указанные в нём меры носят рекомендательный характер и могут применяться членами СВМДА выборочно.
При этом работа над каталогом продолжается. Обновленный Каталог мер укрепления доверия, который, как ожидается, будет принят на саммите текущего года, охватывает новые приоритетные области сотрудничества, такие как эпидемиологическая безопасность, общественное здравоохранение и фармацевтика, информационные технологии, борьба с терроризмом.
Всего же деятельность СВМДА охватывает пять «корзин» безопасности: военно-политическое измерение; борьба с новыми вызовами и угрозами; экономическое измерение; экологическое измерение; человеческое измерение. Это даже больше, чем в ОБСЕ, где существуют только три «корзины»: военно-политическая, эколого-экономическая и человеческое измерение.
Таким образом, можно с полным основанием констатировать, что Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии – не формальное образование, а реально действующий институт международной политики.
Вместе с тем острота современных мировых проблем, угрожающих перерасти во всеобъемлющий цивилизационный кризис, создает все больше причин для обеспокоенности. Поэтому настоятельным требованием дня становится создание условий для объединения усилий по обеспечению всеобщей безопасности, стабильности и устойчивого развития, в том числе и на Азиатском континенте, который, по словам Президента Казахстана К.К. Токаева, в текущей стратегической обстановке «превращается в главное поле геополитической битвы».
Именно поэтому столь актуально предложение казахстанской стороны о преобразовании СВМДА в полноценную международную организацию. Выступая в октябре прошлого года перед участниками СМИД СВМДА, Глава государства указал, что СВМДА уже обладает всеми необходимыми элементами международной организации, включая основополагающие документы, руководящие и рабочие органы, оперативный бюджет и постоянно действующий секретариат.
«Предлагаемая трансформация подчеркнет новую роль Азии в глобальных делах. Этот шаг также подтвердит приверженность государств-членов созданию действительно общей, неделимой и всеобъемлющей архитектуры безопасности на крупнейшем континенте», – отметил он.
Как ожидается, вопрос о преобразовании СВМДА в Организацию по безопасности и развитию (ОБРА) станет одним из центральных 12–13 октября на VI Саммите Совещания. В случае поддержки казахстанского предложения участниками форума Саммит станет одним из крупнейших событий мировой политики в этом году, равным по значению преобразованию в 1995 году Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в ОБСЕ.
С созданием ОБРА континент впервые в своей истории получит полноценную международную организацию, решения которой будут носить юридически обязывающий, а не только рекомендательный характер. В целом это откроет путь к формированию реально дееспособной конфигурации азиатской безопасности, сотрудничества и общего процветания.
Ербулат Сейлеханов,
главный научный сотрудник Представительства КИСИ при Президенте РК