Мухит Асанбаев, главный эксперт
отдела международной безопасности КИСИ при Президенте РК,
кандидат политических наук
В современном мире Индия занимает особое место как одна из крупнейших и динамично развивающихся держав, играющая всё более значимую роль в глобальной политике. Стремясь к укреплению своего влияния на международной арене, Индия последовательно развивает многосторонние отношения с регионами, обладающими стратегическим значением. Одним из таких важнейших регионов для Нью-Дели является Центральная Азия. Регион, богатый природными ресурсами и обладающий выгодным географическим положением, становится ареной активного взаимодействия Индии в сферах экономики, безопасности, культуры и энергетики.
В условиях возрастающей конкуренции великих держав центральноазиатский вектор во внешней политике Индии становится одним из приоритетных. В совокупности позиции Индии в Центральной Азии отражают переход от декларативных намерений к конкретным действиям, которые формируют новые политические и экономические реалии региона и мировой политики в целом.
Стремление Нью-Дели позиционировать себя в качестве крупного мирового игрока становится важной составляющей внешнеполитической стратегии этой страны в контексте ближних и дальних азиатских соседей Индии, будь это акватория Индийского океана, Юго-Восточная Азия, Восточная Африка или Центральная Азия. Позиционируя себя в качестве влиятельного азиатского центра силы, Индия, тем не менее, проявляет гибкость и динамизм, что отчетливо просматривается во внешней политике Индии в отношении Центральной Азии, где Нью-Дели балансирует на интересах и противоречиях присутствующих здесь глобальных держав и в тоже время продвигает собственную повестку по многим вопросам двухстороннего и многостороннего сотрудничества. Не случайно Центральная Азия рассматривается нынешним поколением индийских политиков и экспертов как территория растущего экономического потенциала и стратегического значения для Индии. Поэтому, анализируя внешнеполитическую стратегию Индии в Центральной Азии, следует отметить, что на современном этапе она имеет как потенциал к усилению, так и факторы, препятствующие ее реализации.
При этом сама траектория внешней политики Индии в отношении Центральной Азии выстроена под влиянием существующего в регионе баланса сил и интересов России, Китая, США и ЕС. Все основные ключевые фазы внешнеполитической стратегии Индии в отношении Центральной Азии можно рассматривать именно в этом контексте.
В то же время существует ряд факторов, способных повлиять на активизацию политики Индии в отношении Центральной Азии в краткосрочной перспективе.
Во-первых, в сфере безопасности и сотрудничества активизация индийской политики в этом регионе связана с ее непосредственной близостью к Афганистану и исходящими из этой страны угрозами безопасности, включая религиозный экстремизм, транснациональный терроризм, наркоторговлю и незаконную миграцию. Следует отметить, что любая вероятность увеличения угроз безопасности в отношении Индии, исходящей из Афганистана, – важная составляющая внешнеполитической повестки страны. Причем в Индии не исключают вероятность радикализации и других стран Центральной Азии. В этом случае Нью-Дели будет вынужден скорректировать свою политику для решения этих проблем. В индийских экспертных кругах считается, что усиление религиозного экстремизма в Афганистане и странах Центральной Азии способно оказывать влияние на мусульманское население Индии. В то же время нельзя исключать влияние внутренней политики в самой Индии на ее внешнеполитические приоритеты.
Так, радикальная индуистская риторика среди членов политического руководства Индии может привести к изменению подходов к вопросам безопасности в регионе и, следовательно, сворачиванию интенсивности сотрудничества Индии со странами Центральной Азии, не говоря уже об эскалации индийско-пакистанских отношений.
В то же время важно понимать, что политический курс Индии в отношении стран региона в немалой степени продолжит выстраиваться на основе исторических нарративов Индии относительно общности ее культурно-цивилизационного наследия со странами Центральной Азии, которые в случае с Туркменистаном, Казахстаном и Кыргызстаном выглядят куда менее убедительнее, чем в сравнении с соседним Таджикистаном или Узбекистаном. Что, тем не менее, не исключает продолжения политики гуманитарного сотрудничества Индии со всеми странами региона, начиная от организации культурных мероприятий и программ студенческого обмена, создания кафедр по изучению хинди и заканчивая предоставлением материальной помощи для ликвидации последствий стихийных бедствий.
Во-вторых, значительное изменение устоявшегося на протяжении трех десятилетий баланса сил и интересов между Россией, Китаем и странами Запада и усиление между ними соперничества в Центральной Азии вынуждают Индию активизировать свою политику в регионе, в том числе в сфере безопасности и военного сотрудничества. В этом ключе следует ожидать активизации политики Индии в Центральной Азии в целях уравновешивания возросшего здесь влияния глобальных держав и для защиты стратегических и экономических интересов Нью-Дели в регионе. В особенности это касается риска попадания ряда стран региона (Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана) в экономическую зависимость от Китая, что сегодня побуждает Индию проводить здесь более активную политику присутствия.
Продвижение самодостаточности и равноудаленного дистанцирования региона является важным звеном центральноазиатского направления внешней политики Индии. Нью-Дели отводит странам региона, в особенности Казахстану и Узбекистану, роль важного транзитного пункта для индийских товаров и услуг, которые доставляются в регион и за его пределы. Не случайно Индия принимает активное участие в развитии транспортной инфраструктуры в регионе, в том числе в Международном транспортном коридоре «Север – Юг», который проходит через территорию Казахстана и Узбекистана и может соединить Индию с Европой и другими странами.
Большие надежды Индия возлагает на реализацию проектов по транспортного коридору «Север – Юг» через иранские порты Бандер-Аббас и Чабахар. Несмотря на то, что в настоящее время основным используемым портом является иранский Бандер-Аббас, перспективы доставки грузов из Индии в Иран через данный порт остаются проблематичными из-за наложенных на Иран американских санкций. Более перспективным для Индии считается другой иранский порт – Чабахар, который не подпадает под санкции США. Заинтересованность Индии в развитии инфраструктуры порта Чабахар в связи с этим очевидна. Его использование для организации грузовых потоков в направлении «Север – Юг» позволяет Индии получить доступ к природным ресурсам и рынкам товаров Афганистана и Центральной Азии, а также поставкам товаров на евразийские рынки через территорию Казахстана.
Активизацию политики Индии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) следует рассматривать в этой связи как часть мер, направленных на расширение торгово-инвестиционных связей и более активное участие Нью-Дели в делах Центральной Азии, чтобы укрепить между ними взаимодействие в области экономики, безопасности и обеспечения региональной стабильности.
В то же время существуют обстоятельства, препятствующие проведению более активной политики Индии в Центральной Азии. В их числе следует отметить, прежде всего, транспортно-логистические ограничения. Географическое расположение Центральной Азии предопределило ограниченный доступ Индии к ресурсам и рынкам Центральной Азии. Такие факторы, как расстояние, инфраструктура и тарифы являются основным препятствием для расширения торговли и инвестиций между Индией и странами Центральной Азии. Кроме того, Узбекистан – наиболее уязвимая, с точки зрения транспорта и логистики, страна в мире, которая не имеет не только выхода к морю, но и граничит исключительно со странами, также не имеющими выхода к внешним морям и океанам. Наложенные же на Иран международные санкции, проблемы безопасности и пограничные споры с Пакистаном, а также перманентная нестабильность в Афганистане и фактически отсутствие у нынешнего афганского правительства международного признания, как и нерешенные взаимоотношения Кабула с Душанбе, являются одними из главных препятствий для интенсивного продвижения политики Индии в странах Центральной Азии. Эти сложности будут затруднять установление и поддержание прочных связей Индии со странами региона и в будущем.
Таким образом, внешнеполитическая стратегия Индии в Центральной Азии в краткосрочной и среднесрочной перспективе определяется множеством факторов, формируемых с учетом изменений региональных и глобальных условий. Поэтому внешняя политика Индии будет перманентно трансформироваться в ответ на меняющиеся глобальные и региональные вызовы и потенциальные изменения в ее внутренней политике, что приведет к значительной активизации Нью-Дели в странах Центральной Азии.
При этом Индия продолжит уделять пристальное внимание многосторонности в своей внешней политике, поскольку стремится играть более активную роль в формировании глобальной повестки и решении региональных и международных проблем безопасности.
В этой связи главными целями внешней политики Индии в перспективе останутся следующие аспекты: продолжение курса на построение прочных партнерских отношений со странами Центральной Азии в рамках ШОС и в формате «Индия – Центральная Азия», укрепление торгово-экономических и транспортно-логистических связей Индии и стран региона, сотрудничество в сфере безопасности и обороны. Следует ожидать расширения договорно-правовой основы сотрудничества Индии и стран Центральной Азии и интенсификации диалога на дипломатическом уровне для решения региональных и международных вопросов.