Одной из наиболее дискуссируемых тем, вызвавших широкий резонанс в обществе, является новый Налоговый кодекс и, соответственно, новые правила налогообложения. Решение о пересмотре налоговой системы связано с необходимостью увеличения доходной части бюджета, который остается дефицитным последние несколько лет. В настоящее время дефицит составляет 2,7% от ВВП. Вместе с тем на предстоящий 2025 год доходная часть бюджета планируется в размере 21,39 трлн тенге, а расходная – 25,19 трлн тенге. Планируемый дефицит может составить до 4,1 трлн тенге с последующим понижением в будущие периоды.
Одним из инструментов, предлагаемых для укрепления государственных финансов и стабилизации бюджета, является повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с текущих 12 до 20%. В Казахстане за последние два десятилетия ставка НДС существенно не менялась и находилась на уровне 12%. Во многих странах этот показатель составляет 15-20%, что делает текущую ставку в нашей стране одной из самых низких. Данная мера приведет к ряду положительных эффектов:
Во-первых, рост налоговых поступлений. Увеличение ставки НДС позволит повысить доходы бюджета до 5-7 трлн тенге и отказаться от дополнительных трансфертов Нацфонда, о чем также неоднократно говорилось.
Во-вторых, увеличение налогооблагаемого охвата. Планируется снижение порога регистрации для плательщиков НДС, что привлечет больше субъектов малого и среднего бизнеса, увеличив налоговые поступления.
В-третьих, вместе с повышением НДС рассматривается снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что должно облегчить финансовую нагрузку на бизнес и стимулировать прозрачность заработных плат.
Ставка НДС – косвенный налог, начисляемый при совершении оборота на территории РК, как реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг. Соответственно, основное бремя ляжет на конечных потребителей. Вместе с тем ожидается, что эти негативные последствия будут иметь место в краткосрочном периоде, и при комплексной работе можно будет их нивелировать. Для этого необходимо продумать четкие меры по адаптации к новому налоговому режиму.
Обсуждение реформы налогообложения ведется не первый год. На расширенном заседании правительства еще в 2024 году Президент РК К. Токаев отметил: «Повышение НДС с 12 до 16% – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность…».
Во всяком случае, окончательного решения пока еще нет, ведется всестороннее обсуждение. Как сказал Глава государства, «Права на ошибку нет… В целом, конечно, я подтверждаю, что реформа нужна…». Думаю, что в ближайший период найдется оптимальное решение.
Асель Абен, главный эксперт Отдела анализа экономической политики КИСИ при Президенте РК