Перейти к содержимому
Главная страница » Как работает «слышащее государство». На примере города Актобе

Как работает «слышащее государство». На примере города Актобе

В последние годы в г. Актобе активно внедряются инициативы, направленные на укрепление взаимодействия с местными жителями и повышение прозрачности процессов управления городом. В рамках инициативы «слышащее государство» используются разнообразные каналы коммуникации, которые включают регулярные встречи акима с населением, открытые каналы обратной связи и такие инновационные платформы, как портал «e-Otinish» и проект «Бюджет народного участия». Актуальность и доступность информации дополнительно поддерживаются через официальные аккаунты акиматов и личные страницы акимов в социальных сетях, что позволяет поддерживать диалог, открытый для каждого.

Таблица 1. Каналы коммуникации государственных органов с гражданами

  1. Проведение в течение года акимами всех уровней встреч с населением – один из традиционных инструментов диалога государства и гражданского общества. На встречах аким отчитывается перед жителями о проделанной работе, планах развития района, а также отвечает на вопросы и обращения горожан. Далее встреча продолжается в формате вопросов и ответов.

Согласно Указу Президента Республики Казахстан «О проведении встреч акимов с населением», выездные встречи акима Актобе с жителями в 2023 году проводились ежеквартально. Так, в 2023 году акимом города было проведено 18 выездных встреч с жителями жилых массивов двух районов города Актобе – «Астана» и «Алматы».

В 2024 году изменился порядок проведения встреч акимов с населением с ежеквартальных на полугодовые. Так, в 2024 году акимом г. Актобе было проведено уже 4 встречи с населением (по две в каждом районе города).

По данным анализа обращений и вопросов акимата Актобе, граждане поднимают самые разнообразные вопросы, однако тема благоустройства города остается ключевой.

Так, по данным акимата Актобе, в 2024 году основными темами стали: жилищно-коммунальное хозяйство – 70% вопросов, сельское хозяйство и ветеринария – 10%, жилищные вопросы – 5%, предпринимательская деятельность – 5%,  образование и здравоохранение – 3%,  правопорядок – 3%,  пассажирский транспорт – 3%.

Как показывает практика, встречи акима с жителями помогают лучше понять, какие вопросы горожан требуют первоочередного решения.

Диаграмма 1. Результаты анализа обращений и вопросов во время встреч горожан с акимом г. Актобе

ІІ. Участие граждан в распределении средств местного бюджета. Зарекомендовавший себя проект «Бюджет народного участия» (БНУ) реализуется в Актобе с  2021 года. Cуть проекта заключается в том, чтожители сами выдвигают идеи благоустройства, прорабатывают их до уровня проектов, затем онлайн-голосованием отбирают победителей.

    За время существования проекта в городе было реализовано 112 проектов:

    • в 2021 году – 10 проектов на сумму 40 572,6 тыс. тенге;
    • в 2022 году – 10 проектов на сумму 91 057,7 тыс. тенге;
    • в 2023 году – 48 проектов на сумму 748 152,5 тыс. тенге;
    • в 2024 году из 88 предложенных проектов одобрено и реализовано 44 проекта на сумму более 1 млрд тенге. К примеру, эти проекты включают 29 детских игровых площадок; 18 спортивных площадок; 22 футбольных поля; 3 баскетбольные площадки; 2 парка; благоустройство 31 двора многоквартирных домов (освещение, асфальтирование, установка беседок, лавочек и урн).

    Диаграмма 2. Динамика финансирования Бюджета народного участия в г. Актобе в 2021-2024 гг.

    ІІІ. Открытые каналы обратной связи. Обращение через портал «e-Otinish» позволяет гражданам оформить  официальный запрос государственным органам, подать обращение или жалобу, а также сообщить о проблемах.

      В 2024 году, по данным акимата Актобе, в государственные органы через портал «e-Otinish»поступило 1 177 обращений граждан. Из них рассмотренно 820, перенаправлено 357 обращений. При этом 75% запросов относятся к ЖКХ, 10% – к предпринимательству, 9% – к социальной сфере, 5% – личного характера.

      Для сравнения: в 2023 году поступило 856 обращений. Из них рассмотрено 573, перенаправлено 273.

      Как показывает статистика, количество обращений,  поступивших через портал «e-Otinish», ежегодно растет.

      Диаграмма 3. Анализ обращений граждан г. Актобе в акимат через портал «e-Otinish» в 2024 г.

      1. Аккаунты акиматов и личные страницы акимов в социальных сетях

      Представители местных исполнительных органов г. Актобе активны в социальных сетях. К примеру, Instagram акимата Актобе – agtobe_akimat имеет 110 тыс. подписчиков и более 15 тыс. публикаций. Аким города также активно ведет личную страницу.

      Проведенный контент-анализ демонстрирует, что сайты и социальные сети акимата Актобе преимущественно публикуют информацию о текущей ситуации в городе или в районе, информируют о планах акимата и о прошедших мероприятиях. При этом в социальных сетях отсутствует информация о государственных программах, социальной помощи и об изменениях в законодательстве.

      Конструктивность диалога между государством и обществом играет ключевую роль в обеспечении общественно-политической стабильности в стране. Участие в реализации концепции «слышащее государство», основанной на постоянном и открытом взаимодействии власти с гражданами, является не только приоритетом, но и обязанностью государственных служащих Республики Казахстан. Это позволяет укреплять доверие общества к органам власти и способствует эффективному решению актуальных проблем на местах.

      Айдана Акесина,

      главный эксперт Отдела стратегического анализа

      КИСИ при Президенте РК

      Жаксат Тулегенов,

      заместитель акима района «Астана» г. Актобе,

      магистрант Академии государственного управления

      при Президенте РК,

      практикант КИСИ