Айгуль Забирова,
главный научный сотрудник
КИСИ при Президенте РК
Социальный статус человека, его положение в обществе определяются стартовыми возможностями человека – насколько человек образован, здоров, где он проживает, его финансовое положение. Социологи определяют это коротко – жизненные шансы. Конечно, стартовые условия играют огромную роль, но что отличает современные общества от исторических – это возможность улучшать жизненные шансы посредством образования и развития новых навыков. Все знают, что исторически в каждом обществе было важно родиться «с серебряной ложкой во рту», сегодня этого недостаточно. Для современной социальной мобильности требуется быть образованным, иметь современные навыки, стремиться к саморазвитию, поддерживать хорошие отношения с коллегами, друзьями, заботиться о своем здоровье, наконец, важно быть финансово грамотным.
Современный ряд жизненных шансов, как видно, весьма длинный, в котором безусловное лидерство принадлежит образованию и навыкам. Кто-то заметил, а кто-то уже успел почувствовать на себе появление новой ценности – ценности развития новых навыков. Еще вчера лишь знания имели исключительную ценность, теперь стали высоко цениться и навыки, поскольку стала цениться способность ПРИМЕНЯТЬ знания на практике, необходимо постоянно учиться, превращая знания в навыки.
Почему мы стали дорожить навыками? В отличие от знаний, имеющих свойство устаревать со временем, навыки имеют свойство МГНОВЕННОГО применения. Сегодня требуются специалисты, способные применять знания, а не просто говорить о них, иначе говоря, в организациях, на предприятиях все больше и больше востребованы специалисты, способные ПРАКТИЧЕСКИ решать задачи и проблемы. Все это постепенно приводит к изменениям на рынке труда – все чаще требуются специалисты с конкретными специализированными навыками, позволяющими выполнять работу более эффективно и продуктивно. Новые навыки открывают двери в новые индустрии и увеличивают шансы карьерных траекторий, поднимают самооценку, увеличивают уверенность и независимость, человек все меньше рассчитывает на других! Еще одна важная причина – это необходимость адаптации к стремительно изменяющимся технологиям и методам работы.
Какова ситуация с развитием навыков в Казахстане? Здесь полезными могут оказаться данные социологического опроса, проведенного в августе-сентябре 2024 г. по заказу КИСИ[i]. Так, на вопрос «В течение последних 12 месяцев Вы учились или учитесь на профессиональных курсах, курсах повышения квалификации или любых других курсах, включая курсы иностранных языков, обучение на рабочем месте, включая онлайн-курсы?» 18,8% респондентов ответили положительно, практически каждый пятый взрослый казахстанец проходил обучение в течение последних 12 месяцев. При этом руководители и наемные сотрудники чаще обучаются, нежели предприниматели и самозанятые, по отраслям занятости больше всего таковых среди занятых в образовании, на госслужбе и в торговле. Занятые, в сравнении с не занятыми, в три раза чаще обучаются на курсах повышения квалификации, а среди не занятых чаще всего обучаются на подобных курсах студенты, безработные несколько пассивнее домохозяек. Женщины в два раза чаще мужчин берут подобную форму профессионального развития. Горожане обучались чаще, нежели сельские жители, географически таковых больше всего в г. Алматы, Алматинской и Костанайской областях. Чем выше уровень самооценки покупательной способности человека (категории «Можем купить телевизор или холодильник, но денег на машину, квартиру или дом не хватит», «Денег хватает на все, если нужно, можем купить машину, квартиру или дом»), тем чаще обучается человек.
Традиционная форма обучения все еще популярна среди казахстанцев – очно, офлайн обучалось 46,8% респондентов, а 40,9% учились онлайн.
У двух третей (69,3%) курсы совпадали со специальностью, у трети – нет, не совпадали (30,7%), данный вопрос был задан только респондентам, которые учились на каких-либо курсах в течение последних 12 месяцев.
Наконец, как много казахстанцев владеет иностранными языками и в какой степени? 8,2% респондентов владеют свободно иностранным языком; 6,9% могут изъясняться на иностранном языке и достаточно свободно читают; могут изъясняться на иностранном языке, читают и переводят со словарем еще 13,0% респондентов. НЕ владеет иностранным языком 71,9% респондентов, то есть три четверти взрослых граждан страны. Особенности владения иностранными языками в Казахстане таковы, что женщины в два раза активнее в изучении языков, нежели мужчины.
На сайте Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, на платформе www.skills.enbek.kz находится 852 курса, сайт призывает нас меняться всю жизнь, ведь навыки устаревают каждые пять лет, поэтому для поддержки профессиональной актуальности, утверждают авторы платформы, необходимо обучаться до 20 часов в неделю. Платформу на сегодня использовали более полумиллиона человек, где 170 авторов выложили свои курсы.
Итак, жизненные шансы не равны для всех, но ПОНИМАНИЕ их МЕХАНИЗМОВ помогает лучше управлять своей судьбой и добиваться успеха, где развитие навыков это один из важнейших способов изменить свои жизненные шансы.
[i] Социологический опрос проведен по заказу КИСИ в период с 18 августа по 17 сентября 2024 г. Объем выборочной совокупности – 8 000 респондентов. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 областей и 3 городов республиканского значения – Астаны, Алматы и Шымкента.

