Перейти к содержимому
Главная страница » Доклад Мюнхенской конференции по безопасности

Доклад Мюнхенской конференции по безопасности

Ербулат Сейлеханов,

главный научный сотрудник

КИСИ при Президенте РК,

доктор политических наук

По установленной традиции организаторы Мюнхенской конференции по безопасности (МКБ) выпустили накануне открытия форума доклад, посвященный видению современного миропорядка, а также проблем мира и безопасности в 2025 году.

Основные положения доклада под названием «Мультиполяризация» (многополярность + поляризация) могут быть сведены к следующим тезисам:

  1. Современный мир становится многополярным. Этот процесс не выглядит завершенным, так как «современная международная система демонстрирует элементы однополярности, биполярности, многополярности и неполярности».
  2. В мире нарастает число государств, борющихся за влияние на ключевые проблемы глобального развития. При этом растущая поляризация наблюдается как между странами, так и внутри них, что усложняет развитие совместных подходов к глобальным кризисам и угрозам.
  3. Мультиполяризация проявляется также в идеологической сфере: политический и экономический либерализм, доминировавший после холодной войны, сталкивается с ростом «правого популизма» во многих либеральных демократиях. Одновременно в мире нарастает идеологический разрыв между демократиями и автократиями, а также сосуществуют, конкурируют или сталкиваются несколько моделей миропорядка.
  4. Мультиполяризация порождает неопределенность. Оптимистический взгляд на будущее подразумевает возможности более инклюзивного мирового управления и ограничения пределов доминирующего превосходства Вашингтона. В пессимистическом варианте мультиполяризация повышает риск беспорядков и конфликтов и подрывает эффективное сотрудничество.

При этом оценки роли и позиций ведущих геополитических акторов в отношении нового миропорядка содержат следующие выводы:

  1. Победа Д. Трампа на президентских выборах похоронила сложившийся в США после холодной войны внешнеполитический консенсус о том, что стратегия либерального интернационализма наилучшим образом отвечает интересам США (глава 2). Как следствие, США могут отказаться от своей исторической роли гаранта безопасности Европы – со значительными последствиями для Украины. Внешняя политика США в ближайшие годы, вероятно, будет определяться биполярным соперничеством Вашингтона с Пекином. Вместе с тем это может ускорить процесс многополярности международной системы ввиду негативного воздействия этого соперничества на инклюзивный мировой порядок.
  2. Китай – самый видный и влиятельный в мире сторонник многополярного порядка, представляющий себя защитником стран так называемого Глобального Юга (глава 3). Однако многие на Западе считают, что Пекин выступает за многополярность как риторическое прикрытие для ведения великодержавного соперничества с США. Несмотря на то, что при президенте Трампе усилия США по сдерживанию Китая, скорее всего, возрастут, Пекин может извлечь выгоду из выхода США из международных обязательств или отчуждения Вашингтона от давних партнеров.
  3.  Для ЕС, олицетворяющего либеральный международный порядок, растущее противостояние основных элементов этого порядка представляет собой особенно серьезную проблему (глава 4). Война России против Украины и рост националистического популизма во многих европейских обществах, среди прочего, ставят под угрозу ключевые элементы либерального видения ЕС. Переизбрание Дональда Трампа может усилить эти вызовы и оживить дебаты о том, должен ли ЕС стать самостоятельным полюсом в международной политике. Но оно также может подтолкнуть популистские движения, которые углубят внутренние разногласия в Европе и подорвут способность ЕС преодолевать кризисы, с которыми он сталкивается.
  4.  Россия представляет многополярный мировой порядок как состоящий из «государств-цивилизаций», к которым она относит и себя (глава 5). Государства-цивилизации могут включать в сферу своего влияния страны в своем геополитическом окружении. Сможет ли Москва реализовать свое видение многополярных сфер влияния (своего рода «европейский концерт» великих держав ХIХ века в ХХI веке), будет зависеть от противодействия других мировых акторов.
  5.  Критика индийскими лидерами существующего международного порядка и принятие ими концепции многополярности неразрывно связаны со стремлением Индии занять место среди ведущих мировых держав (глава 6). И хотя Нью-Дели позиционирует себя как голос Глобального Юга, его реальная политика многостороннего сотрудничества вызывает сомнения в том, что Индия готова взять на себя более заметную роль в глобальных миротворческих усилиях.
  6.  Япония – квинтэссенция державы статус-кво (глава 7). Глубоко верующая в либеральный интернационализм и главенство США, она особенно обеспокоена окончанием однополярного периода, возвышением Китая и перспективой нового многополярного порядка. Токио дольше других готовился к этим геополитическим изменениям, поэтому целый ряд мер по повышению своей международной субъектности, включая военный аспект, свидетельствует о готовности Японии защищать себя и порядок, который она ценит.
  7.  Бразильские лидеры рассматривают возникновение многополярного порядка как возможность реформировать устаревшие структуры власти и предоставить странам Юга более весомый голос (глава 8). Обладая значительными природными ресурсами, Бразилия имеет потенциал для дальнейшего усиления своего глобального влияния, определяя глобальные дебаты по вопросам продовольственной, климатической и энергетической безопасности. Однако в условиях роста геополитической напряженности и второго срока Трампа Бразилии, возможно, будет сложнее придерживаться традиционной стратегии неприсоединения.
  8.  Принятие ЮАР концепции многополярности нельзя отделить от ее критики существующего международного порядка, особенно непредставительных международных институтов, а также за избирательное применение западными государствами международного права (глава 9). Но по мере ухудшения показателей ЮАР в области продвижения прав человека и международного права международный авторитет страны падает.

Таким образом, видение многополярности также поляризовано. Это делает все более трудным мирную адаптацию существующего порядка, предотвращение новой гонки вооружений, предотвращение насильственных конфликтов внутри государств и между ними, обеспечение более инклюзивного экономического роста и совместное противодействие общим угрозам, таким как изменение климата. Поскольку великие и не очень великие державы не могут справиться с этими вызовами в одиночку, их сотрудничество будет иметь решающее значение. Чтобы это сотрудничество стало реальностью, миру не помешала бы некоторая «деполяризация». 2025 год покажет, будет ли это возможно, или мир станет еще более разделенным, чем сейчас.