Перейти к содержимому
Главная страница » Гибкая политика мультикультурализма  и роль Ассамблеи народа Казахстана

Гибкая политика мультикультурализма  и роль Ассамблеи народа Казахстана

Гульмира Туканова,

 главный эксперт Отдела стратегического анализа

КИСИ при Президенте РК

В этом году исполняется тридцать лет Ассамблее народа Казахстана – институту по сохранению, формированию и поддержанию межэтнического согласия. В связи с проведением 23-24 апреля Сессии Ассамблеи народа Казахстана попытаемся понять роль этого института в политическом устройстве страны.

В академическом и общественно-политическом дискурсе нашей страны подчеркивается особый и даже уникальный статус Ассамблеи народа Казахстана (АНК). Действительно, не являясь НПО или НКО, то есть институтом гражданского общества в классическом понимании, АНК объединяет свыше 4 тысяч общественных структур[1], включая этнокультурные объединения различного уровня. Благодаря особому конституционному статусу у Ассамблеи народа Казахстана имеется право представления кандидатов в депутаты в Сенат Парламента, не являясь при этом политической партией и не участвуя в общенациональных выборах. В своем законодательном определении АНК является консультативно-совещательным органом при Президенте, задача которого – содействие в разработке и реализации государственной национальной политики[2]. Более того, решения Сессии АНК, высшего органа управления, являются обязательными для рассмотрения государственными органами.

Таким образом, Ассамблея народа Казахстана сочетает в себе качества института гражданского общества, политического института и в некоторой степени государственного органа. В этой особенности АНК – ее сила и уязвимость.

Являясь зонтичной организацией для более тысячи этнокультурных объединений страны, АНК может агрегировать и представлять интересы различных этнических групп как в сфере межэтнических отношений, так и при формировании государственной политики по более широким вопросам – посредством Советов Ассамблеи, секретариата АНК, входящего в структуру Администрации Президента, и, самое главное, благодаря парламентскому представительству – пяти депутатов Сената Парламента, назначаемых Главой государства.

Однако консультации по государственной политике и представительство интересов этнокультурных меньшинств – не единственная задача АНК. Очень разветвленная сеть и сложная структура Ассамблеи позволяют проводить работу во всех регионах страны. Зачастую эта часть работы АНК остается недостаточно освещенной или даже недостаточно прозрачной. В связи с этим вполне справедлива критика в сторону АНК по поводу качества «полевой» работы, непосредственного взаимодействия с местными жителями и сообществами.

Полиэтничные и мультикультурные общества – одна из главных характеристик глобального развития человечества. Каждая страна находится в поисках оптимальной политики поддержания общественного согласия в условиях мультикультурализма. Одна из таких политик – политика идентичности(ей) – воплощается в подчеркивании этнического происхождения в учреждениях образования, в квотировании стипендий и рабочих мест, выполнении требований этнической представленности в рабочих коллективах и органах управления, в политизации этноса, религии и других характеристик человека. При всех позитивных сторонах некоторые исследователи предостерегают о негативных последствиях такой политики идентичностей: еще большее разделение общества по признакам этничности, происхождения, пола, социального статуса, еще меньшая инклюзивность и единство.

Казахстанская модель межэтнических отношений, включая роль и статус АНК, не является идеально демократической и не вписывается в строгие рамки демократического политического устройства. Однако эта политика межэтнического взаимодействия строится на главной черте прагматичной и гибкой казахстанской политики вообще – диалоге. Ассамблея народа Казахстана по сути представляет собой одну большую диалоговую площадку. Во-первых, государство поддерживает сохранение культуры, языка и традиций этнических групп нашей страны. Во-вторых, благодаря АНК выстроена система представительства через этнокультурные объединения, то есть действует механизм «связи» с локальными структурами общества. В-третьих, не следует умалять значение разного рода мероприятий этнокультурных центров, особенно под крышей Домов дружбы – совместный опыт празднования, лицезрения традиций и обрядов стирает предрассудки и страхи, делает людей открытыми и принимающими.

Какой бы дальше ни была политика межэтнических отношений – с еще большей политизацией, или наоборот, главное, чтобы в нашей стране неукоснительно соблюдались и защищались права и свободы человека и гражданина, независимо от этнической, расовой, религиозной и другой социальной принадлежности.


[1] ASSEMBLY.KZ https://assembly.kz/ru/ank/obshchaya-informatsiya/deyatelnost/

[2] ASSEMBLY.KZ https://assembly.kz/ru/struktury-ank/of-fond-assamblei-naroda-kazakhstana/