Перейти к содержимому
Главная страница » «Мы разные, но мы равные». Эксперт КИСИ о юбилейной сессии АНК

«Мы разные, но мы равные». Эксперт КИСИ о юбилейной сессии АНК

Жанар Накипбаева,

главный эксперт Отдела мониторинга общественного мнения

КИСИ при ПрезидентеРК

Сегодня на XXXIV сессии АНК Президент страны Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что такие ценности, как согласие, толерантность и дружба, являются не просто лозунгами, а неотъемлемой частью повседневной жизни граждан страны.

Глава государства отметил, что в условиях глобальных вызовов – масштабных конфликтов, торговых войн и девальвации человеческой жизни – все мы еще больше ценим мир, без которого не может быть развития.

На фоне прозвучавших на сессии АНК слов Президента о значении толерантности, согласия и мира как основополагающих ценностей казахстанского общества, особенно уместно обратить внимание на результаты научного исследования «Интеркультурализм и толерантность в полиэтническом Казахстане в условиях глобализации и миграционных вызовов», реализованого в 2022–2024 годах в рамках грантового финансирования Комитета науки МНВО РК по проекту молодых ученых «Жас ғалым».

Проведенное исследование позволило выявить особенности проявления межэтнической толерантности в казахстанском обществе, определить ключевые факторы, влияющие на ее уровень, а также обозначить сферы, где наиболее часто наблюдаются как толерантные, так и интолерантные практики – на примере Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областей.

Результаты исследования показывают, что во всех регионах страны, где проводилось исследование, устойчиво преобладают позитивные проявления толерантности. В полиэтнических населенных пунктах активно развиваются межэтнические связи через совместное предпринимательство, интерес к культуре друг друга и участие в традициях. Например, казахи и узбеки практикуют «асар», а казахи и таджики – «сүйек ұстасу». Также наблюдается регулярное совместное празднование государственных и национальных праздников, таких как Наурыз и Курбан-байрам, а также совместное переживание семейных радостей и горестей.

Если говорить о факторах, влияющих на толерантность, то в полиэтнических населенных пунктах всех регионов позитивное влияние оказывают такие факторы, как ежедневные межэтнические взаимодействия (встречи на рабочих местах, совместные бизнесы, встречи на рынках и т. д.), спортивные пространства (кружки, соревнования, возрождение кокпар и т. д.), активная деятельность региональных институтов АНК, а также готовность населения к межкультурному диалогу. Необходимо отметить и роль института религии, в том числе мечетей, которые способствуют формированию и сохранению позитивной формы толерантности.

Также для отдельных регионов актуальны и другие позитивные факторы:

для Туркестанской области – наличие общего языка коммуникации, общих ценностей (гордость за личность и мавзолей Х.А. Яссауи, история и статус Туркестана как столицы тюркского мира), патриотизма (мы – туркестанцы), общей идентичности (религия – «мы все – мусульмане», «мы – братья мусульмане», тюркский мир – «мы – тюркоязычные народы», «мы – единый народ», «наш язык общий», «мы принадлежим к одной языковой группе»);

для Жамбылской области – занятие благотворительностью и волонтерством, историческая память (среди курдов развито чувство благодарности казахскому народу за поддержку во время депортации);

для Алматинской области – почтение и уважение к старшим, гордость за природу, сплоченность населения, межэтнические браки, благотворительность.

Факторы интолерантности, хотя и не носят массового характера и не повсеместны, тем не менее становятся все более значимыми в условиях стремительного развития информационного пространства. В эпоху информационного бума даже единичная неблагоприятная ситуация, попав в поле зрения заинтересованных лиц или недоброжелателей, может быть мгновенно распространена, приобретая резонансный характер. Это способно в считаные часы разрушить те ценности, выстраиваемые годами, – подобно карточному домику.

Среди них можно выделить социальную изоляцию молодежи, вызванную погружением в цифровую среду – социальные сети и компьютерные игры. Если говорить на языке информантов, то «дети сейчас не играют на улицах, поэтому не знают друг друга». Это приводит к формированию замкнутого информационного пузыря, в результате чего даже жители одного района растут в отрыве друг от друга и, став взрослыми, оказываются носителями взаимных стереотипов и опасений.

         Особого внимания заслуживает толерантность в моноэтнической среде. В ходе исследования выяснилось, что уровень толерантности варьируется от села к селу. Например, в населенных пунктах, где жители редко вступают в регулярные контакты с представителями других этнических групп, наблюдаются повышенный интерес к межкультурному взаимодействию и стремление узнать больше о других культурах. Однако при этом краткосрочные и фрагментарные контакты, напротив, могут способствовать формированию стереотипов и закрытости.

Результаты исследования показывают, что в наиболее полиэтничных регионах страны наблюдается благоприятная межэтническая ситуация, основанная на ценностях согласия и дружбы, подкрепленных толерантностью.

Однако мы живем в эпоху, когда глобальные вызовы и цифровые трансформации диктуют свои правила. Мир стремительно сужается до масштабов одного пространства, создавая ощущение, что все страны находятся в едином «корабле». В таких условиях даже события на микроуровне могут вызывать эффект домино: неосторожно сказанные слова или действия способны отразиться на имидже и статусе страны на международной арене. Поэтому особенно важно рассматривать толерантность не только в межэтническом, но и в более широком – межкультурном контексте.

В заключение хотелось бы привести слова Президента, прозвучавшие на XXXIV сессии АНК: «Мир и стабильность – это не подарки, которые нам даровала судьба. Это результат нашей сплоченности и наших общих неустанных усилий. Милосердие, сострадание и доброжелательность – черты нашего национального характера. Мы должны хранить эти ценности и передать их подрастающему поколению».