Перейти к содержимому
Главная страница » Самодостаточная рыночная экономика – главный приоритет государства

Самодостаточная рыночная экономика – главный приоритет государства

Главной целью и задачами Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК являются проведение анализа и исследований с привлечением разного уровня экспертов, формирование прогнозов и разработка практических рекомендаций для руководства страны, в том числе по экономическим вопросам.

В этой связи в преддверии Послания Главы государства хотелось бы поделиться своими прогнозами и предложениями относительно предстоящей экономической повестки.

Мир не успел отойти от последствий пандемии, текущая геополитическая обстановка бросает новые вызовы мировой экономике: это повышение цен на энергоносители и продовольствие, замедление объемов мирового производства и как итог – сохраняющаяся высокая инфляция.

В этом контексте нашу экономику нельзя рассматривать локально, она также интегрирована в международную экономическую систему. Глобальные тренды и внешние вызовы оказывают заметное влияние на экономическое развитие Казахстана.

Поэтому на первый план выходят вопросы продовольственной и экономической безопасности, устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам.

Без деловой активности и роста частных инвестиций модернизации экономики не будет. Поэтому улучшение инвестиционного и делового климата всегда входит в приоритеты государства. Здесь, конечно же, важны диалог и доверие между властью и бизнесом. Как показывает ряд экономических исследований, чем больше дистанция между ними, тем меньше в экономике присутствуют инновации, венчурные рынки и частные инициативы.  

Развитие человеческого капитала и повышение производительности труда являются ключевыми ресурсами и факторами устойчивого экономического роста. Отдельно хотелось бы отметить вопросы стратегического планирования – насколько оно справляется с новыми вызовами. 

В целом наряду с внешними вызовами, в казахстанской экономике наблюдается заметный дисбаланс.

Во-первых, Казахстан продолжает испытывать значительную зависимость от доходов от добычи и экспорта нефти и газа. Это создает уязвимость перед колебаниями цен на мировом рынке и нестабильность в экономике страны.  

Во-вторых, казахстанскаяэкономика на протяжении долгого времени находится в «ловушке среднего дохода». В 2022 году реальный рост ВВП составил только 3,2%, что явно недостаточно для роста благосостояния казахстанцев.

В-третьих, текущая экономическая модель строится на монополизации рынка и «эрозии» институтов. Это препятствует развитию здорового бизнес-климата.

Поэтому в моем понимании, новая экономическая задача, о которой Глава государства упоминал ранее, заключается в переломе сложившихся тенденций в экономике и переходе к более устойчивому экономическому росту.

Стратегическим приоритетом для роста экономики остается развитие высокопродуктивного Агропромышленного комплекса. Однако с учетом новых вызовов нам нужно полноценное стратегическое видение развития сельского хозяйства. Действующие меры ограничены сдерживанием цен и перераспределением субсидий. Большинство мелких фермеров занимаются натуральным или полунатуральным хозяйством.

Самодостаточная экономика

Говоря об экономической безопасности, сейчас страны все больше ориентируются на геополитические цели и стремятся к самообеспеченности,защите внутреннего рынка.

В этих условиях важнейшей задачей является построение самодостаточной рыночной экономики, устойчивой к внешним рискам.

Это в первую очередь насыщение внутреннего рынка, замещение критического уровня импорта в экономике. Обеспеченность надо начинать с регионов.Каждая область должна обеспечить свою продовольственную безопасность. В этой связи необходимо сделать разворот к регионам.  Нам также крайне важно выстроить систему межрегиональной взаимосвязанности.

Насыщение внутреннего рынка должно развиваться по принципу «от сырья до готовой продукции». Для этого необходимо мобилизовать внутренние ресурсы каждой области для обеспечения сбыта в целях дозагрузки и развития собственного производства несырьевых товаров, прежде всего – пищевой и обрабатывающей промышленности.

Бизнес-климат

На сегодня позитивная динамика деловой активности во многом связана с дроблением бизнеса, а не его ростом. Количественный рост показателей МСБ не сопровождается качественными изменениями – ростом формальной занятости, доходов и производительности.

Микробизнес боится переходить на НДС из-за сложности учета и дополнительной налоговой нагрузки. Предприниматели стали меньше реинвестировать полученную прибыль.

По индексу верховенства закона Казахстан занимает 65-е место среди 140 стран. Данный индекс оценивает эффективность усилий государства по обеспечению верховенства закона.

Серьезной проблемой для МСБ является волатильность курса тенге и дефицит финансирования. За последние 12 лет с 25,1 до 8,4% ВВП сократилось кредитование юридических лиц.

Сохраняется высокая степень участия государства в экономике. 9,6% ВВП производится напрямую госсектором. Государство декларирует принцип «желтых страниц» (там, где может работать частный сектор, не должно быть участия госпредприятий), однако реальных изменений не происходит. В стране около 25 тысяч компаний с госучастием. По оценке экспертов, присутствие госпредприятий в казахстанской экономике выше, чем в любой из стран ОЭСР и даже в Китае.

Деловой климат не станет благоприятнее с высоких кабинетов. Здесь важно сокращать дистанцию между госорганами и бизнесом. Дефицит доверия влечет рост трансакционных издержек.

Экономистами давно выявлена взаимосвязь между приростом уровня доверия и экономическим ростом. Чем выше рост доверия в обществе, тем больше ВВП на душу населения.

Высокий уровень доверия помогает людям эффективнее взаимодействовать друг с другом. Появляются новые проекты, стартапы. Упрощаются процессы и повышается скорость принятия решений.

Стратегическое планирование

Казахстан является естественной частью системы международной торговли и мировой экономики, соответственно, наша страна также испытывает на себе последствия глобальной нестабильности.

Следовательно, нынешняя система стратегического планирования требует новых подходов с учетом событий, происходящих в мире.

В этой связи необходимо концептуально пересмотреть само целеполагание системы планирования и прогнозирования. Документы стратегического планирования должны иметь прикладной и технократический характер. Возможно, рассмотреть принятие отдельного закона о стратегическом планировании.

Человеческий капитал

На протяжении многих лет мы в ловушке экстенсивного типа экономического роста, который достигается главным образом не за счет развития технологий и человеческого потенциала, а за счет роста экспортных доходов от продажи сырья.

Это, конечно, бесперспективный путь развития. Как альтернатива – инклюзивный рост, вовлечение населения страны в высокопроизводительный труд и рост качества жизни.

Общеизвестно, что технологические и экономические рывки во многом объясняются развитием НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), значительным увеличением уровня как государственных, так и частных расходов на НИОКР (расходы на НИОКР в Казахстане в 2021 году составили 0,13% от ВВП. К примеру, в Израиле – 5,4%, Корее – 4,8%, Словении – 2,5%).

Поэтому интенсивный путь экономического роста за счет роста производительности труда во всех отраслях экономики является стратегическим приоритетом развития.  

Государство инвестировало колоссальные средства в сферу образования через социальные гранты, но подготовленные кадры, выходя на рынок труда, оказываются невостребованными. Их знания и компетенции не всегда находят применение в нынешней экономической модели.

Задача по укреплению связи образования с реальным сектором экономики и ее фактическими потребностями крайне актуальна.

Опросы бизнеса показывают, что из всей потребности в кадрах почти 80% составляют рабочие кадры (51%) и неквалифицированные работники (27%). Потребность в специалистах с высшим образованием составляет всего 22%.

Необходимо сделать упор на развитие колледжей и грантовое обучение рабочим специальностям.

Однозначно нужно внедрять систему ранней профессиональной ориентации.

Актуальным остается вопрос подготовки менеджеров в области госуправления новой волны со знаниями экономики, финансов, бизнес-процессов и цифровизации.

На фоне продолжающейся рецессии многие страны ведут поиск новых драйверов экономического роста. Одним из них выступают так называемые «креативные индустрии» – сектора экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.  

Креативные индустрии могут превратить ресурсы казахской культуры в экономические ресурсы и выводить их на мировые рынки креативной индустрии. Как отмечают эксперты, в этом плане у нас есть неплохие шансы. Этому свидетельство много талантливых казахстанцев, которые стали востребованными на зарубежных рынках.

В конце 2021 года Правительство РК утвердило Концепцию развития креативных индустрий на 2021–2025 годы. В числе стратегических ориентиров заявлена ставка на человеческий капитал, креативные навыки и новые индустрии.

В контексте развития человеческого капитала отдельно бы хотелось отметить ценность человеческой жизни.

В погоне за материальным общество утратило ценность человеческой жизни. Почти ежедневно печальную статистику пополняют гибель людей на дорогах вследствие ДТП, выпадение детей из окон многоквартирных домов, трагедии на водоемах, шахтах… Значительно вырос уровень насилия и агрессии.

Какие процессы происходят в обществе и что мы должны с этим делать – это большая проблема, которая нуждается в тщательном изучении, а  система безопасности и охраны труда требует коренной перестройки.

Нурлан САКУОВ,

заместитель директора

КИСИ при Президенте РК