На эти вопросы искали ответы ученые, эксперты прикладных исследовательских центров, специалисты медиасферы, общественные деятели на очередном заседании Национальной экспертной площадки «КИСИ GPS: Gylym. Pikir. Sayasat», которое прошло в Казахстанском институте стратегических исследований при Президенте РК.
Казахстанское общество, переживая трансформацию сознания, определяет и формирует образ будущего страны. Исходя из ретроспективы других стран, мы видим, что те из них, которые добились значительных успехов, ориентируются на ключевые ценностные императивы. Например, у Турции это «золотая формула», у США – американская мечта.
Актуальность обсуждаемой темы отметил директор КИСИ Еркин Тукумов в начале мероприятия: «На протяжении многих столетий человечество развивалось линейным и предсказуемым способом. Мы эволюционировали от архаического общества к традиционному, от традиционного – к модерному, затем к индустриальному и, наконец, к информационному обществу. Но третье тысячелетие, особенно его первая глава – XXI век – большинством специалистов понимается как эпоха неопределенности. Изменение геополитических конфигураций, появление новых платформ для формирования международных повесток, а также экологические вызовы – всё это является индикаторами неопределенности нового века, которые иллюстрируют сложность современной нам эпохи. И направляют наше внимание на изучение рисков и возможных последствий неожиданных событий для социума».
С прошлого года вопросы касательно образа будущего были включены в социологические исследования КИСИ. Результаты опроса, проведенного с выборкой в 1 200 респондентов год назад, показало, что большинство граждан поддерживает поэтапный характер реформ. В будущем 88,6% респондентов видят Казахстан полиэтничным государством, из которых более половины (58,9%) представляют себе страну, где наряду с казахским активно используются и другие языки, что подчеркивает важность многообразия и мультикультурности для будущего Казахстана. Учитывая полученные результаты, на сегодня перед экспертами стоит задача замечать социально-экономические и политические изменения. Так, участники заседания поделились своим видением на ключевые вопросы повестки мероприятия.
В поиске ответа опираться на внутреннюю идентификацию предложила Сания Раханова, председатель правления ОФ «Зияткер қоғам»: «Внутренняя идентификация крайне важна. Ценностно культурный аспект вопроса «Кто мы есть?» заключается в том, чтобы взглянуть внутрь себя и спросить себя об этом. Важно говорить о прилагательных. Какие мы? Миролюбивые, гостеприимные и т. д. Очень важно понимать и поднимать эти вопросы».
Алима Бисенова, ассоциированный профессор (доцент) антропологии Департамента социологии и антропологии Назарбаев Университета, подняла вопрос о месте традиции в период модернизации общества: «В новом мире нет разделения экономики и культуры. Экономика встраивается. Модернизация не победит эволюцию. Нужно модернизировать, не ломая традиций. Традиция – это не что-то архаичное».
Вместе с трансформацией сознания происходят изменения взглядов нового поколения. Об этом заметила Гульмира Курганбаева, СЕО «Ұлттық Ұстаз онлайн Академиясы»: «Если сравнить поколения, в компетенционном подходе произошел сдвиг. У поколений Х и Y профессиональные компетенции занимают 80%, тогда как для поколения Z и Альфа они важны лишь на 20%. Так как появляются цифровые, личностные, развиваются предпринимательские и управленческие компетенции».
Внедрение технологий меняет способы участия граждан в общественных процессах. Положительным опытом реформы и цифровизации на примере ОСИ поделилась Сабина Садиева, эксперт Adam Research: «Правильнее ставить вопрос не «КУДА мы движемся», а «КАК мы движемся». Цифровое участие граждан – это нормальные процессы, которые тоже надо учитывать и переосмысливать. Необходимо учитывать, что процессы быстро нарабатываются благодаря цифровизации. Например, реформа ОСИ. Не у всех получилось, конечно, но те ОСИ, у которых получилось, стали реальными участниками городских процессов. Они влияют на строительство школ, скверов вокруг собственного дома и многое другое».