Перейти к содержимому
Главная страница » В КИСИ обсудили решение Главы государства о проведении референдума

В КИСИ обсудили решение Главы государства о проведении референдума

мая 2022 года в Казахстанском институте стратегических исследований состоялось очередное заседание национальной экспертной площадки «КИСИ GPS». Тема заседания посвящена политическим преобразованиям в Казахстане – общенациональному референдуму.

Решение о проведении референдума отражает суть конституционной реформы как общенационального проекта. Положения проекта поправок состоят из тех предложений, которые были озвучены  в том числе и  на площадках НСОД и других общественных советов. Это означает, что концепция «слышащего государства» эффективна. Конституционная реформа включает нормы по ограничению полномочий Президента в его влиянии на местную исполнительную власть, членстве в политической партии и других моментах. Существенно меняется механизм формирования депутатского корпуса Парламента, а также повышается роль Мажилиса. Особое внимание в конституционной реформе уделяется правозащитным институтам. Будет создан Конституционный суд, куда граждане смогут обращаться за защитой своих конституционных прав и свобод.

Открывая очередное заседание национальной эксперт­ной площадки «КИСИ GPS», директор КИСИ Еркин Тукумов напомнил предвыборную платформу Главы государства, в которой говорилось о том, что вопросы государственной значимости будут решаться посредством референдума. Участие в референдуме по предстоящим конституционным изменениям предоставят возможность гражданам Казахстана воспользоваться правом на волеизъявление. Прямые голосования за конституционные поправки будут способствовать непосредственному участию граждан в строительстве Нового Казахстана.

«Референдум как способ народного волеизъявления является достаточно распространенной практикой. Чаще всего к референдуму прибегают в Швейцарии, там плебисцит состоялся более 400 раз. В остальных европейских странах за последние 200 лет референдумы имели место 149 раз, на Среднем и Ближнем Востоке – 93 раза, в странах Азии – 30 раз. Думаю, что инициирование референдума по вопросу конституционных изменений является логичным и обоснованным. Ещё в своей предвыборной платформе Глава государства подчеркнул, что все наиболее значимые для страны вопросы будут решаться через референдум. Это, пожалуй, наиболее легитимный способ принятия решений общенационального масштаба. Широкое вовлечение всего населения в определении будущей политической модели станет решающим фактором влияния населения на происходящие процессы», – отметил Еркин Тукумов.

Напомним, что последний референдум был проведен в Казахстане в 1995 году, на котором была принята действующая Конституция. Тогда более 90% избирателей при явке 90,6% проголосовали за принятие Основного закона страны. По закону достаточно участия 50% избирателей, чтобы считать референдум состоявшимся, и большинства голосов, чтобы принять окончательное решение.

Принявший участие в заседании главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК Жапсарбай Куанышев отметил, что проведение референдума в текущей геополитической ситуации является смелым шагом. «На сегодняшний день в стране идут масштабные реформы. Спустя 27 лет у народа появилась возможность быть причастным к большим изменениям. Хочу отметить, что прежде чем проводить референдум, нужно дать народу высказаться, дать возможность поделиться своим видением Нового Казахстана. Нужно наладить весь процесс на правовой и конституционной основе, следует уделить большое внимание правовым и технологическим вопросам», – высказал мнение эксперт.

Говоря о важности предстоящего референдума, директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов подчеркнул, что Конституция  не приемлет никакой исключительности. «Все равны перед законом и судом. Все, что не соответствует принципам равенства и справедливости, должно уйти из Конституции. Референдум – это высшее волеизъявление народа, народ – источник власти. Сейчас быстро ждут изменений в правовом блоке, быстро ждут изменений по выборности Парламента, по политическим партиям, то есть надо создать правовые основы.  Ситуация в стране не простая, но поддержка народа у Президента очень большая», – сказал Марат Башимов.

Профессор кафедры теории и истории государства и права, конституционного права ЕНУ им. Л.Н.Гумилева Ермек Абдрасулов отметил, что все предлагаемые поправки в Конституцию, выносимые на референдум, не несут в себе противоречий и направлены на расширение полномочий Парламента. «Интересен опыт России, когда Президент передает свои предложения о конституционных поправках в Парламент и законодательным органом принимается закон, который вступает в силу по результатам проведения референдума», – поделился эксперт.

По мнению директора Института истории государства Еркина Абиль, разъяснения  по поправкам в Конституцию необходимо проводить на понятном для населения языке. Очень важно сейчас начать информационную кампанию, обсуждения и дискуссии по поправкам. Нужно довести смысл всех поправок до населения. Сейчас идет юридическое разъяснение, однако этот язык далеко не всем будет понятен», – отметил Еркин Абиль.

Советник спикера Сената РК Жанар Тулиндинова считает, что январские события показали вакуум политических институтов. «Разные виды референдумов в странах мира показывают, что есть ключевые моменты, которые можно вынести на голосование. Главное, чтобы одна поправка не заблокировала всю реформу. Есть возможность вынесения на референдум нескольких вопросов, как это происходило в России в 1990-х годах», – сказала Жанар Тулиндинова.

Как отметил заместитель директора Института законодательства и правовой информации МЮ РК Ролан Джангарашевконституционные реформы должны стать отправной точкой в формировании политической культуры граждан. «Принята очень сильная политическая воля – пойти на всеобщий референдум. Референдум – самый главный инструмент демократического общества, любого правового государства, когда люди активно участвуют в вопросе принятия тех или иных важных для страны решений, для того чтобы каждый нес ответственность. Когда человек поймет, насколько важны, необходимы эти поправки, сомнений не будет. Общество готово к тому, чтобы принимать решения самостоятельно», – считает эксперт.

Доцент, доктор PhD Высшей школы права, председатель Совета молодых ученых Международного университета «Астана» Мадина Есиркепова акцентировала внимание на важности изучения международного опыта. «Для определения слабых и сильных сторон организации самого референдума необходимо изучить международный опыт. Также хотелось бы отметить, что большая ответственность лежит на гражданах, которые будут принимать решение о конституционных поправках. Сейчас все внимание сосредоточено на одной резонансной поправке, однако другие изменения касаются не менее важных преобразований в политической системы страны.  Поэтому важно начать ознакомительную работу с вносимыми поправками, необходимо толковать новые нормы. И здесь важно обратить внимание на понятийный аппарат. Сегодня все специалисты, экономисты, политологи, экономисты по-разному толкуют и понимают те или иные понятия вводимых норм», – поделилась  Мадина Есиркепова.

Известный журналист, вице-президент «Халықаралық қазақ тілі қоғамы», член Ассамблеи народа Казахстана Максим Рожин также отметил важность проведения качественной информационной работы. «На сегодняшний день общественность очень сильно заинтересована в политической жизни страны. Такого раньше не было. Вопрос качественной информационной работы весьма актуален. Народ должен быть полностью проинформирован и осведомлен и иметь полную картину. Важно продумать и разработать механизм перед внесением новых изменений и дополнений. Эти изменения должны быть особенными, они должны быть основаны на интересах народа», – сказал Максим Рожин.

Директор РГУ «Қоғамдық келісім» МИОР РК
Галымжан Кусмангали 
подчеркнул, что все вносимые изменения должны соответствовать интересам народа. «Проведение качественной разъяснительной работы среди населения имеет место быть. Потому что на сегодняшний день в социальных сетях есть дискуссия между юристами, но нет обмена мнениями среди общественности, среди простого народа. Такого быть не должно. Все нововведения  и изменения должны соответствовать интересам и запросам населения», – подчеркнул эксперт.

Советник директора КИСИ при Президенте РК Аскар Нурша в свою очередь предложил взглянуть на Конституцию не только как на важный политический правовой документ, а как на инструмент социального прогресса. «Нынешняя Конституция должна не только фиксировать нынешнее положение, но и должна работать с опережением, служить интересам социального прогресса. Потому что сегодня социальные трансформации в обществе намного опережают политические трансформации. Мы должны понять, в какую сторону развивается наше общество, мы должны путем Конституции заранее регулировать этот процесс. Необходима гарантия, что отката назад не будет», – отметил Аскар Нурша.