Политическое доверие – это готовность общества поддерживать политического лидера в его решениях, ресурс, без которого политические лидеры не могут действовать. Но механизм доверия политическим лидерам – очень тонкий и сложный, в объяснении причин которого аналитики чаще используют экономические идеи и интерпретации. Но доверие объясняется не только материальными факторами, у политического доверия есть и эмоциональная сторона, которую можно объяснить через желание граждан выразить взгляды, ценности, чувства и эмоции. Эта сторона зачастую остается за пределами внимания.
Политическое доверие близко по своему содержанию к понятию политической поддержки. Американский политолог Пиппа Норрис из университета Гарварда предложила теоретический фрейм политической поддержки из пяти элементов – идентификация с национальным сообществом, одобрение принципов и ценностей политического режима, оценка функционирования государства, доверие институтам государства и одобрение отдельных политиков. Согласно Норрис, если человек позитивно отождествляет себя с государством, положительно оценивает государственные институты, то всё это признаки выражения политической поддержки, доверия политическому лидерству.
Согласно данным КИСИ[1], уровень доверия Президенту К.К. Токаеву составляет 77,1%. Это очень высокий уровень политического доверия, отражающий как устойчивость и эффективность политической системы, так и законопослушность, лояльность граждан.
Доверие Президенту измерялось через вопрос «Доверяете ли Вы Президенту РК?», где у респондентов был выбор из 5 ответов «да», «скорее да», «скорее нет», «нет» и «затрудняюсь ответить». Суммарно доверие Президенту выразило 77,1% респондентов, недоверие – 21,4%.
Благополучие как медиатор доверия Президенту К.К. Токаеву. Как правило, по мере роста социально-экономического благополучия растет и уровень доверия политическому лидерству, и наоборот. Как население Казахстана оценивает собственные социально-экономические условия? В широком спектре индикаторов социально-экономического благополучия населения, индивидуальных оценок качества жизни выделим один, где мы попросили респондентов оценить перемены в семьях с момента Независимости[2]. Так, три четверти казахстанцев положительно оценивают перемены, произошедшие в семьях за 33 года. Оптимистичнее всего оценивается, во-первых, жизнь в целом; во-вторых, изменения в семейных доходах, а также жизнь в моем городе/селе. Мало кто возьмется утверждать линейную связь между оценками субъективного благополучия и уровнем политического доверия, тем не менее очевидна тенденция увеличения политического доверия по мере роста удовлетворенности жизнью.
Национальная идентичность как медиатор доверия Президенту К.К. Токаеву. Как известно, идентичность формирует крупные миллионные сообщества, самые крупные из которых НАЦИИ. Согласно этносоциологическим концепциям, в основе национальной идентичности находится доверие обществу и институтам власти, иначе говоря, чем выше уровень доверия обществу и власти, тем сильнее идентичность. Вопрос о национальной идентичности в нашем опросе[3] звучал так: «Как вы думаете, что больше всего объединяет казахстанцев как единую нацию?» с выбором всех релевантных ответов:
Абсолютное большинство населения идентифицирует себя с Казахстаном как с единой нацией, здесь важно отметить доминирование в сознании казахстанцев современной версии нации – гражданской. Позитивность национальной идентичности не просто улучшает социальные отношения в обществе, объединяя людей, но она оказывает воздействие и на самоуважение личности, национальную гордость. Национальная идентичность, будучи объединяющим фактором культурного разнообразия Казахстана, также способствует росту доверия и солидарности в государстве.
Особая сила национальной идентичности казахстанцев может состоять и в том, что она награждает политического лидера не только за оценки социально-экономического благополучия, но и за достижения во внешней политике, что связано с тем, насколько на фоне последних внешнеполитических событий казахстанцы ценят стабильность в своём государстве и внешнеполитическую деятельность Главы государства.
Из представленных здесь результатов опросов КИСИ следует, что уровень доверия Президенту формируется у индивидов не только в результате оценки эффективности государственных институтов или собственного социального и экономического благополучия. Медиатором доверия выступают и нематериальные причины. Речь идет об особой роли эмоциональных факторов, вдохновляющих казахстанцев с высоким уровнем национальной идентичности, что им стоит доверять Президенту. Таким образом, в современных обществах медиаторами доверия политическому лидерству выступают не только материальные, но и эмоциональные факторы.
[1] Опрос от 11.05-22.06.2024, проведенный по заказу КИСИ, 8101 респондент. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 регионов страны и городов республиканского значения Астаны, Алматы и Шымкента.
[2] Опрос от 18.08–17.09.2024, проведенный по заказу КИСИ, 8000 респондентов. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 регионов страны и городов республиканского значения Астаны, Алматы и Шымкента.
[3] Опрос от 11.05–22.06.2024, проведенный по заказу КИСИ, 8101 респондент. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 регионов страны и городов республиканского значения Астаны, Алматы и Шымкента.
Айгуль Забирова,
главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, доктор социологических наук