Гулназ Касимова,
главный эксперт
Отдела мониторинга общественного мнения
КИСИ при Президенте РК
Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни, но сегодня молодежь все чаще сталкивается с разрывом между образованием и реальными требованиями рынка труда. Дисбаланс спроса и предложения, стремительное развитие технологий и изменяющаяся экономика создают новые вызовы, требующие системных решений уже на школьном этапе.
По данным статистики на 2024 год, численность населения страны достигла 20,03 млн человек, из которых доля несовершеннолетних детей составила 34%. Демографические факторы создают как новые возможности, так и вызовы для экономики и рынка труда. Прогнозы показывают, что ежегодный приток новых работников на рынок труда приведет к увеличению численности молодежной рабочей силы до 6 млн человек к 2030 году. Однако глобальные тренды в сфере занятости остаются неоднозначными: автоматизация, цифровизация и изменение структуры экономики формируют спрос на гибкие, креативные и технологические компетенции.
Казахстанский рынок труда сталкивается с двойственным вызовом: с одной стороны, ощущается нехватка квалифицированных специалистов в сфере инженерии, IT и точных наук, с другой – переизбыток выпускников гуманитарных специальностей, не находящих применения своим знаниям. Так, в 2023/2024 учебном году выпустились 157 106 студентов, из которых 37,7% приходится на образование, и только 17,1% – на инженерные, обрабатывающие и строительные специальности.
Одним из ключевых факторов кризиса занятости является несоответствие системы образования требованиям рынка. Несмотря на значительные государственные инвестиции в высшее образование и ежегодное выделение тысяч образовательных грантов, реальный коэффициент трудоустройства по специальности остается низким. Согласно выборочному анкетированию БНС АСПиР РК, более пятой части молодых специалистов трудоустроено не по специальности: для ТиПО – 29%, для высшего образования – 17%. Выпускники вузов и ТиПО все чаще уходят в сферу услуг или занимают позиции, не требующие высшего образования. И мы видим, как подобные тенденции способствуют развитию прекариата – социальной группы, характеризующейся нестабильной занятостью и заработной платы, а также отсутствием социальных гарантий.
Ключевым элементом решения проблемы должна стать эффективная профориентация на уровне школьного образования. Однако в настоящее время в школах различных регионов страны профориентационная работа проводится без единого системного подхода. В условиях разнородности учащиеся чаще испытывают недостаток инструментов для осознанного выбора профессии и ориентируются скорее на престижность диплома, чем на реальные перспективы трудоустройства. В результате многие молодые люди оказываются в профессиях, которые не соответствуют их навыкам и интересам, что ведет к неудовлетворенности работой и высокой текучести кадров.
Для исправления сложившейся ситуации необходимы системные меры. Важную роль могут сыграть подготовка специалистов-профориентологов, использование цифровых платформ профориентации, например, как edunavigator.kz, позволяющих школьникам проходить тестирование на профессиональные склонности, изучать востребованные профессии и адаптировать образовательные траектории к реальным запросам экономики. Кроме того, в рамках Года рабочих профессий запланирована модернизация системы ТиПО, которая подразумевает не только увеличение бюджета, но и развитие прикладных навыков, расширение возможностей для стажировки и развитие дуального обучения в сотрудничестве с работодателями. Все эти меры продиктованы реальной необходимостью, так как без глубоких реформ дисбаланс на рынке труда будет усиливаться, приводя к росту социального неравенства.