Перейти к содержимому
Главная страница » Ценности: навигация в будущее Казахстана

Ценности: навигация в будущее Казахстана

На экспертной площадке «КИСИ GPS: Gylym. Pikir. Sayasat» ведущие аналитические центры страны представили результаты своих исследований о современных ценностных ориентациях казахстанцев. Во встрече приняли участие представители Института прикладных этнополитических исследований, Казахстанского института общественного развития, Центра развития трудовых ресурсов, Центра актуальных исследований «Альтернатива», Института философии, политологии и религиоведения, Национального научно-практического центра «Тіл-Қазына», а также Центра «Ұлттық Ұстаз онлайн Академиясы».

В своем приветственном слове директор КИСИ Еркин Тукумов отметил: «За последние десятилетия Казахстан демонстрирует постоянный рост ВВП, что ведет к изменениям базовых ценностей. Экономический прогресс государства напрямую влияет на уровень жизни населения, поэтому неизбежно изменение культурных и базовых ценностей казахстанского общества. Насколько люди успевают перестроиться на динамичный темп?»

Говоря о результатах социологического опроса КИСИ, Еркин Тукумов подробно остановился на описании   трех групп населения. «Первая группа – это носители традиционных, материалистических ценностей. Вторая – носители постматериалистических ценностей. Третья, самая массовая группа – это носители смешанных ценностей», – отметил директор КИСИ.

Главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения МНВО РК Елена Бурова в своем выступлении остановилась на социологических измерениях соотношения религиозных и светских ценностей современного казахстанского общества. «Социсследование показывает, что процесс религиолизации казахстанского общества, который интенсивно развивался с 90-х годов, пережил этап религиозного ренессанса, когда происходило возрождение религии как института и возвращение к религиозным ценностям. Сейчас религиозные традиции и религиозные практики начинают соперничать со светскими институтами, традициями и практиками. Безусловно связанную с религиозными ценностями строят свою жизнь 19 процентов опрошенных казахстанцев», – отметила Елена Бурова. 

Главный научный сотрудник КИСИ Айгуль Забирова по результатам исследования КИСИ выделила рейтинг из шести основных трендов ценностей. «У опрошенных респондентов ценность семьи, конечно, доминирует – 98%. Вторая ценность – друзья – 91%. Респонденты объясняют, что это серьезный ресурс. На третьей позиции – и это почти 89% – ценность свободного времени, которую мы видим исключительно как современную. На четвертом месте работа – это более 88%. Как ценность религию определили более 76% опрошенных, политику – более 61%».  

Гульмира Курганбаева, руководитель «Ұлттық Ұстаз онлайн Академиясы» в своем выступлении осветила тему роли современной школы в формировании ценностей. «Первое, о чем говорят поколение зумеров и альфа, мы не будем ходить строем: я личность со своим характером. Отрицают групповое восприятие, требуют признания личности, услышать мнение каждого. Вторая их ценность – свобода – проявляется в выборе профиля, времени, преподавателя (сейчас очень ярко проявляется в системе образования). Еще одна большая ценность для многих – лидерство. Сейчас каждая школа выбирает лидерство как индивидуализм, как командный дух. Для поколения зет и альфа обязательная ценность креативность, создать другую реальность, инновацию, создать новое, имеющее смысл».

Спикеры в ходе своих выступлений также отметили различные факторы, влияющие на формирование ценностей и изменение системы ценностей казахстанского общества: урбанизация, социально-экономическая ситуация, демографические и поколенческие изменения, цифровизация и другое. В частности, участники выделили весомое значение креативной индустрии в повышении статуса казахского языка в качестве общенациональной ценности. В заключение участники экспертной встречи  договорились  о проведении совместных исследований по ценностям казахстанского общества и выработки научно-обоснованного подхода в определении новой ценностной парадигмы Казахстана.