Перейти к содержимому
Главная страница » Экономические реформы в 2022 году и планы на 2023 год

Экономические реформы в 2022 году и планы на 2023 год

Ушедший год ознаменовался продолжением реализации ряда экономических реформ, началом новых и обозначением некоторых важных направлений дальнейшего курса по реформированию экономики. Так, продолжалась модернизация системы управления экономикой, осуществлялся провозглашенный ранее курс на разгосударствление экономики и передачу ряда функций в конкурентную среду (особенно заметным событием в этой сфере было IPO НК «КазМунайГаз»), последовательно реализовывались меры по облегчению условий ведения бизнеса и снижению административных барьеров. Активно осуществлялись меры по усилению социальной поддержки населения – от увеличения охвата населения адресной социальной помощью, количество получателей которой приблизилось к 750 тыс. человек, а общий объем превысил 60 млрд тенге, до продолжения наращивания финансирования здравоохранения и образования (в 2022 году расходы республиканского бюджета на образование выросли в 3 раза относительно 2019 года, расходы на здравоохранение – в 2 раза, существенно опередив рост бюджетных расходов в целом, который составил 1,7 раза).
На стадию практической реализации вышли важнейшие реформы по диверсификации экономики, развитию конкуренции и демонополизации. В русле этих реформ, в частности, были достигнуты конкретные результаты по привлечению в Казахстан десятков зарубежных компаний несырьевого сектора, некоторые из которых релокировались из других стран, а отдельные пришли в результате длительных системных усилий по привлечению иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, торговлю, туризм и другие несырьевые отрасли.
В 2022 году Главой государства были обозначены ключевые направления дальнейших реформ, в том числе снижение масштабов тарифного регулирования, повышение эффективности налоговой, бюджетной политики, а также разворот денежно-кредитного регулирования в сторону стимулирования банковского кредитования производственного сектора экономики. По этим направлениям началась работа, которая будет продолжена, а в некоторых случаях и завершена в 2023 году. Так, разрабатываются меры по отказу от регулирования цен и смягчению регулирования тарифов монополистов с внедрением политики «тариф в обмен на инвестиции»; продолжается реформирование системы поддержки предпринимательства с выходом на режим «регулирования с чистого листа» с компактными и понятными правилами работы бизнеса, которые должны быть готовы к 1 января 2024 года; идет работа над созданием нового Налогового кодекса, которая должна быть завершена в 2023 году; продолжается реформирование бюджетной сферы; формируется новая модель государственно-частного партнерства, в которой контракты будут прозрачными и заключаться на конкурсной основе.
Таким образом, курс на экономические реформы, начатый Президентом К. Токаевым сразу после вступления в должность, с каждым годом укрепляется и охватывает все новые сферы экономики. 2022 год был в этом отношении достаточно результативным, несмотря на серьезные вызовы, с которыми столкнулась страна, а 2023 год должен укрепить этот курс новыми мерами по реформированию казахстанской экономики, направленными на ее модернизацию и повышение конкурентоспособности. В числе значимых событий наступившего года можно выделить такие, как продолжение приватизации ряда ведущих компаний, активизация привлечения иностранных инвестиций в несырьевой сектор, подготовка нового Налогового кодекса и других важнейших нормативных актов, либерализация условий ведения бизнеса, активизация роли Казахстана на внешнеэкономическом поле и реализация значимых инициатив регионального сотрудничества.
 
Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ