9 августа 2024 года в Астане под председательством Казахстана состоялась VI Консультативная встреча глав государств Центральной Азии.
В своем выступлении Глава государства подчеркнул, что проведение уже шестой по счету Консультативной встречи демонстрирует неизменную приверженность сторон укреплению многовековых уз дружбы наших братских народов, дальнейшему расширению многопланового сотрудничества и усилению взаимодействия на международной арене.
Центральная Азия – это регион с высоким потенциалом развития. Совокупный ВВП вырос с около 297 млрд долларов в 2018 году до 450 млрд в 2023 году.
Перед странами региона стоит задача максимального раскрытия данного потенциала, используя свое геополитическое положение, чтобы играть роль перекрестка торговых, культурных и цивилизационных обменов в глобальном масштабе.
Тесная торгово-экономическая кооперация в рамках региона сулит каждой стране немало выгод. Исторически так сложилось, что в целом климатические и географические особенности республик Центральной Азии заметно различаются и с этим связана основная специализация их хозяйственной деятельности.
Данное обстоятельство является пока недостаточно использованной возможностью взаимовыгодного обмена товаров разных отраслевых направлений, в первую очередь аграрного, водного и энергетического сектора. Тем не менее за последние годы взаимный торгово-экономический оборот внутри региона заметно возрос.
Товарооборот за последние 10 лет увеличился в 2,5 раза. Торговля Казахстана со странами Центральной Азии в 2023 году составила 7,7 млрд, когда между странами региона товарный обмен достиг 11 млрд долларов. С этого года наша страна намерена нарастить торговлю с Узбекистаном с 4,4 млрд до 10 млрд долларов, с Кыргызстаном – с 1,5 млрд до 3 млрд долларов, с Таджикистаном – с 1 млрд до 2 млрд долларов, то есть в ближайшем данный показатель вырастет в два раза.
Большими возможностями межгосударственной кооперации обладают региональные транспортно-транзитные проекты. В случае если страны активно стремятся к торгово-экономической кооперации, выстраивание открытой транспортной политики станет приоритетным.
Для этого государства региона согласуют между собой совместные подходы на международных площадках и создают на пограничных переходах свободные торгово-промышленные зоны. Для этого необходима скоординированная работа в ключевых точках по расширению сети автомобильных, железных дорог и воздушных путей, строительству логистических и транспортных узлов или сухих портов с последующим созданием эффективных и улучшенных транспортных коридоров.
Как отметил Президент Казахстана, особое место Казахстан отводит таким проектам, как Транскаспийский международный транспортный маршрут, коридор «Север – Юг», инициатива «Пояс и Путь», в которые в той или иной степени вовлечены все страны Центральной Азии.
К примеру, если в 2021 году по Среднему коридору перевозили около 586 тыс. тонн, то по итогам 2023 года уже 2,7 млн тонн. В этом году за первое полугодие 1,6 млн тонн, что говорит рекорд будет обновлен. Количество контейнерных поездов за первые 7 месяцев 2024 по сравнению с 2023 годом выросло в 20 раз.
Это все стало возможным благодаря не только внешним факторам, но и работе на местах. К примеру летом 2022 года, доставка грузов из Китая в Европу занимала от 38 до 53 дней, в том числе 12 дней через Казахстан. Сейчас же общий срок континентальных перевозок занимает 14-15 дней, в том числе 5 дней через Казахстан.
Такой опыт, конечно же, открывает возможности для раскрытия потенциала по другим направлениям. 2 августа 2024 года накануне Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан совместно с Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан провели двусторонний экспертный совет с привлечением отраслевых экспертов в сфере транспорта, экологии и водных ресурсов, по итогам которого руководствам стран были направлены предложения и рекомендации.
Наряду с этим, следует отметить и вклад стран в распределение международного трафика глобальной сети Интернет, в котором Казахстан в регионе занимает ключевое место. Реализация присоединения к проекту «Digital Silk Way» посредством прокладки Транскаспийской волоконно-оптической линии и создание нового маршрута связи с Европой также позволяет Астане оставаться лидирующим игроком в сфере информационных технологий, улучшить связанность и надежность сети в Центральной Азии.
Наша республика в состоянии интегрировать центральноазиатские страны в проект создания крупного регионального цифрового хаба для развития электронных сфер услуг, бизнеса и других инфраструктурных проектов. Для этого нужно развёртывание цифровых сетей с соседними странами посредством оптоволоконных кабелей и систем космической связи.
Таким образом, торгово-экономические и транспортно-коммуникационные интересы стран Центральной Азии во многом совпадают и взаимодополняют друг друга. Совместная интеграция в региональные торгов-экономические, промышленные и водо-энергетические проекты, цифровые системы, транс-евразийские транспортные коридоры и логистику обеспечивают пропорциональный рост национального и регионального развития.
Булат Ауелбаев, главный эксперт Отдела азиатских исследований