Если предвыборные оценки электоральных настроений, открыто публикуемые в СМИ, позволяют всем участникам выборных процессов – избирателям, кандидатам, общественным организациям и наблюдателям – получить представление об электоральной ситуации в стране накануне выборов, то exit poll выполняет несколько иные функции. Его ключевая задача применительно к президентским выборам – выявить с определенной погрешностью распределение голосов избирателей в пользу заявленных претендентов на пост Президента до официального подсчета голосов уполномоченным органом. Таким образом, exit poll выступает своего рода инструментом контроля за прозрачностью и легитимностью итогового подсчета голосов. В этом смысле, благодаря результатам exit poll, окончательный исход выборов нельзя считать непредсказуемым.
Наибольшее количество дискуссий вокруг exit poll, как правило, связано с методологией их проведения. От граждан нередко можно услышать вопросы о том, достаточно ли опросить n-ное количество избирателей на выходе из участков, чтобы сделать выводы по общей совокупности избирателей. Опытные полстеры считают, что в случае проведения exit poll наиболее предпочтительной является вероятностная пропорциональная выборка, предоставляющая каждому избирателю, пришедшему на избирательный участок, иметь равную вероятность участия в опросе. В такой ситуации чем больше объем выборки (количество опрашиваемых), тем ниже вероятность ошибки. У нас в стране, как показывает опыт проведения exit poll на президентских выборах 2019 года, объем выборки насчитывает не менее 10 тыс. человек. В первые годы независимости имела место практика сплошных опросов. Следует отметить, что подобная практика требует и соответствующих финансовых и человеческих ресурсов. Для сравнения, на президентских выборах 2020 года в США экзитполом, организованным Edison Research for the National Election Pool, на избирательных участках было охвачено 15 590 избирателей, включая тех, кто был опрошен по телефону ввиду того, что проголосовал досрочно или заочно[1]. Выборка экзитпола 2020 года, проведенного ФОМ (Фонд «Общественное мнение», Россия) в период голосования по поправкам в Конституцию РФ, включала более 35 тысяч человек[2].
Публикация результатов exit poll и других электоральных исследований нередко подлежит правовой регламентации. Эта достаточно широко распространенная мировая практика, обусловленная желанием минимизировать излишнее воздействие на выбор избирателей, применяется и в Казахстане. В нашей стране, согласно выборному законодательству (статья 28 Закона РК «О выборах в Республике Казахстан»), существует запрет на публикацию предвыборных исследований за 5 дней до выборов и оглашение результатов exit poll непосредственно в день выборов. Подобные запреты с разной вариацией по продолжительности от 24 часов до 1 месяца до выборов существуют в целом ряде стран – в Италии, Франции, Канаде, Греции, Бразилии, Чехии, Аргентине, России. Даже в тех странах, где нет законодательных ограничений в отношении публикации электоральных исследований (США, Швеция, Дания, Норвегия), в том числе результатов exit poll, сформировалась практика саморегулирования, когда СМИ избегают публикации преждевременных и недостоверных данных. С этой точки зрения можно сказать, что практика законодательной регламентации exit poll тесно связана с развитием института выборов и общей политической культуры в целом.
[1] https://edition.cnn.com/2020/11/03/politics/exit-polls-2020/index.html
[2] ФОМ раскрыл данные экзитполов на голосовании по Конституции https://www.rbc.ru/politics/30/06/2020/5efa4dd69a794752d1e29ad7
Жанна Каримова,
главный научный сотрудник
КИСИ при Президенте РК