Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии была учреждена в 1998 году для укрепления внутрирегионального сотрудничества в Центральной Азии и ее интеграции в мировую экономику. Реализация Программы основана на сотрудничестве и взаимной выгоде, прозрачности и равенстве стран-участниц при поддержке стран-доноров и международных организаций.
За 25 лет существования Программы страны-участницы смогли добиться значительного прогресса. При поддержке региональных экономических комиссий ООН (ЕЭК и ЭСКАТО) валовый внутренний продукт стран ЦА вырос с 46 млрд долл. в 2000 году до порядка 406 млрд долл. в 2022 году. При этом средние темпы роста ВВП составили 6,2%.
Следует отметить, что и товарооборот между странами СПЕКА продолжает расти. В 2022 году он вырос на треть и составил порядка 10 млрд долл. США. Имеется огромный потенциал удвоить данный показатель. Продолжение взаимодействия в формате СПЕКА позволяет создать региональные механизмы по интеграции рынков и может способствовать увеличению торговли между странами. В настоящее время регион является одним из быстрорастущих и стабильных в мире.
Положительные экономические прогнозы региона усиливают привлечение инвестиций. Согласно докладу UNCTAD, только за прошлый год приток чистых инвестиций в Центральную Азию увеличился на 40% (по сравнению с 2021 г.) и составил 10 млрд долл., при этом 60% из них приходится на Казахстан. За последние 20 лет объем инвестиций в регион вырос до 211 млрд долл.
Кроме того, уникальность СПЕКА заключается в том, что одним из основных фокусов, на который нацелена работа СПЕКА, ориентирован на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР), которые эффективно могут быть достигнуты через механизмы регионального сотрудничества. Такой подход позволяет странам формировать актуальную повестку и совместно решать поставленные задачи. Так, например, было определено, что основное внимание следует уделить ЦУР 6 (чистая вода и санитария для всех) и ЦУР 7 (доступная и чистая энергия для всех).
Как известно, проблема доступа к чистой питьевой воде и чистой энергетике для региона имеет высокий уровень значимости. Высокий потенциал ВИЭ в регионе, который пока не реализован в полной мере, означает, что имеется широкое поле для координированной работы стран – участниц СПЕКА в данном направлении. То же касается и водного вопроса, только с позиции сохранения водных ресурсов.
Да и в целом, глобальная повестка, связанная с изменением климата, заставляет все страны мира пересмотреть свое отношение к окружающей среде. По оценкам экспертов, страны Центральной Азии к 2050 году столкнутся с повышением температуры на 2–2,5 градуса Цельсия, что может привести к разного рода экономическим и социальным рискам. Поэтому, на мой взгляд, предложение Казахстана по созданию проектного офиса стран Центральной Азии по климатическим вопросам, озвученным ранее Президентом РК К.К. Токаевым, является обоснованным и позволяет приступить к разработке совместных действенных мер по адаптации к изменению климата. В целом будет являться значимым шагом стран Центральной Азии по присоединению к глобальной борьбе против изменения климата.
Хотелось бы отметить, что в условиях геополитической турбулентности регион Центральной Азии, наоборот, задает тренд на объединение усилий по решению общерегиональных проблем. Нынешний Саммит стран СПЕКА демонстрирует преемственность и приверженность стран-участниц основной цели Программы.
Абен Асель,
главный эксперт Отдела анализа экономической политики
КИСИ при Президенте РК