9 августа т.г. в Астане пройдёт шестая Консультативная встреча Глав государств Центральной Азии, которая будет символизировать не только поступательный процесс укрепления сотрудничества стран региона, но стремление всех ее участников сообща выстраивать собственное будущее, нацеленное на обеспечение стабильности, устойчивого развития и процветания.
Впервые идея проведения регулярных консультативных встреч была озвучена Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеёвым в 2017 году во время его выступления на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда, Глава государства заявил, что главным приоритетом внешней политики страны является мирная и экономически процветающая Центральная Азия и все усилия Узбекистана будут направлены на наращивание диалога, конструктивного взаимодействия и укрепления добрососедства.
Изменения во внешнеполитическом курсе Ташкента и проявление ответной позитивной реакции со стороны соседей по региону привели к кардинальному изменению состояния взаимодействия между Узбекистаном и всеми сопредельными странами – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
Открытость политики Узбекистана и ориентированность на укрепление отношений с сопредельными странами создали условия для формирования в регионе здорового политического климата, стали ключевым фактором последовательных и, одновременно, кардинальных улучшений как в межгосударственных отношениях, так и многосторонних форматах взаимодействия.
Если в первые годы главное внимание сторонами уделялось вопросам разрешения накопившихся проблем, связанных с правовым оформлением государственных границ, возобновлением работы пунктов пропуска для граждан на погранпунктах, отменой виз, а также запуском транспортных сообщений, которые были прерваны в середине 90-х годов, то в последующие годы основное внимание стало уделяться вопросам углубления сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной, водно-энергетической, культурно-гуманитарной и других сферах.
Значимым событием для всего региона стало проведение Консультативных встреч глав государств (КВГГЦА), которые приобрели регулярный характер и трансформировались в эффективную платформу регионального диалога на высшем уровне. В целях углубления взаимодействия в политической сфере стороны запустили форум парламентариев, встречи секретарей Советов безопасности, форматы межотраслевого взаимодействия, экспертные диалоговые площадки и многое другое.
О выходе регионального сотрудничества на новый уровень сегодня уже свидетельствуют экономические показатели, которые позитивно сказываются на состоянии развития государств, а также простых её граждан. Если говорить в разрезе только Узбекистана, то товарооборот с Кыргызстаном и Туркменистаном у нашей страны вырос в более чем 5 раз, Таджикистаном – в 3 раза, Казахстаном – в 2,5 раза, достигнув исторического для нас максимума — $7,5 млрд.
Такая же динамика сотрудничества наблюдается у стран соседей и в целом по всей Центральной Азии, где совокупный товарооборот вырос в более чем в 2,5 раза. При этом, особо важно обратить внимание на суммарный внешнеторговый оборот региона, который увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2017 годом, достиг отметки $220 млрд.
Аналогичная ситуация внутри региона складывается и с инвестициями, которые, как показывает статистика, выросли в более чем в 5,6 раз. Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном создали инвестиционные фонды для финансирования крупных совместных проектов. В рамках этих институтов уже начата реализация проектов кооперации в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности, сельском хозяйстве. В результате количество совместных предприятий только Узбекистана со странами региона за 6 лет выросло в более чем 5 раз.
По инициативе Узбекистана со всеми странами региона была начата работа по созданию зон приграничной торговли. В настоящее время запущен механизм формирования таких зон с Туркменистаном («Хорезм-Дашауз»), Таджикистаном (на пунктах пропуска «Ойбек-Фоттехабод»), Кыргызстаном («Кызыл-кия»), Казахстаном (международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» на базе КПП «Гишт куприк -Жибек Жолы»).
Изменения политического климата и ориентированность стран на наращивание связей как в двустороннем, так и многостороннем форматах способствовали повсеместному улучшению делового климата в регионе, что сыграло ключевую роль в увеличении притока прямых иностранных инвестиций в страны Центральной Азии. Как показывает статистика, уже к 2022 году их объем увеличился в два раза по сравнению с 2016 годом и достиг отметки $40 млрд.
В русле общих изменений большой прогресс наблюдается в направлении, связанном с водными, водно-энергетическими и экологическими вопросами. Странам удалось создать эффективно действующие механизмы кооперации в многостороннем и двустороннем форматах, где стали предметно обсуждаться текущие и перспективные направления кооперации.
Знаковым в этом контексте стали подписанная в 2023 году между Узбекистаном, Кыргызстаном и Казахстаном «дорожная карта» по совместному строительству Камбаратинской ГЭС-1, а также договоренности сообща решать вопрос о сбросах воды из Токтогульского водохранилища в летний вегетационный период.
Не менее важным следует назвать достижение согласия между Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном по режиму работы водохранилища Бахри Точик (Кайраккумское) в вегетационный период, что открыло возможность обеспечить необходимую подачу воды в среднем течении реки Сырдарьи.
За эти годы заметно активизировался культурно-гуманитарный обмен, что способствует укреплению политического доверия и практического взаимодействия народов стран региона. Сегодня уже регулярный характер приобрели проведения перекрёстных годов культуры, дней кино, выставок, концертов и гастролей, совместных спортивных мероприятий. Ярким тому показателем служит рост внутрирегионального туризма, который уже достиг 79% от всех туристических направлений, предпочитаемых гражданами наших стран.
Особое внимание государства региона стали уделять вопросам укрепления молодёжных связей, образовательному обмену и сотрудничеству в повышении потенциала молодого поколения. Проведение мероприятий в этой важной области приобрело системный характер, что способствовало созданию площадки Диалога молодёжи Центральной Азии. Более того, в ходе последних Консультативных встреч стороны подписали Соглашение об общих направлениях молодёжной политики стран региона, что открыло возможность координировать и направлять работу в этой сфере.
Не менее важной областью гуманитарного сотрудничества стало развитие механизмов женского обмена, направленного как на расширение участия женщин в политической, экономической, общественной, социальной и других сферах деятельности, так и усиление их роли в региональном сотрудничестве. С 2021 года был запущен Диалог женщин-лидеров стран Центральной Азии, которые уже провели 4 заседания.
В сфере образования и науки стали также проводиться Форумы ректоров ВУЗов стран Центральной Азии и Форумы учёных региона. Активизировалось взаимодействие в сфере туризма и вопросах регулирования миграционных процессов между странами, сотрудничество аналитических центров, а также проведение совместных мероприятий в области СМИ и медиа пространства, таких как Центральноазиатский медиафорум.
Говоря о внутрирегиональных процессах важно отметить, что результатом общих изменений стала тесная координация стран на международных площадках, в т.ч. ООН и других международных организаций.
Благодаря достижению взаимопонимания, страны продемонстрировали консолидированные позиции на внешних площадках по ряду актуальных вопросов глобальной и региональной повестки. Ярким тому показателем следует рассматривать принятие странами Центральной Азии с 2017 года 11 совместных резолюций ООН, которые напрямую затрагивают интересы стран и служат вопросам дальнейшего сближения и обеспечения развития региона.
Укрепление единства региона также способствовало выработке странами Центральной Азии общего подхода к выстраиванию отношений с ведущими государствами и центрами силы в рамках диалогового формата «Центральная Азия плюс». В настоящее время уже действуют такого рода форматы с 11 ведущими государствами мира и объединениями.
Несомненно, активная внешняя политика Узбекистана и встречные шаги со стороны сопредельных стран-соседей кардинально изменили облик Центральной Азии. Сегодня мы можем смело говорить не только о последовательном сближении и укреплении взаимосвязанности между пятью государствами,
но и укреплении международной субъектности и экономической привлекательности региона, росте числа стран, заинтересованных в наращивании с нами связей.
Сам факт проведения Консультативных встреч и активная работа в рамках связанных с ними пятисторонних площадок, а также реальные и осязаемые плоды такого взаимодействия ещё раз показывают, что страны серьезно и целенаправленно намерены наращивать отношения в рамках Центральноазиатской «пятерки».
Проведение этих саммитов и принимаемые на них консенсусные решения позволяют обозначить три главных тренда, которые способствуют центростремительным тенденциям в регионе.
Прежде всего — это высокий интерес к формату пятистороннего взаимодействия, поскольку площадка открывает возможность странам самим формировать повестку, обсуждать, искать пути и принимать решения по актуальным для себя вопросам. На ежегодных саммитах главы государств затрагивают практически все направления взаимодействия – торговлю, транспорт, безопасность, экологию, культурно-гуманитарную сферу.
Во-вторых, уверенность в получении выгод от укрепления внутрирегиональной кооперации. На пятой Консультативной встрече, прошедшей в 2023 году в Душанбе, президенты озвучили более 70 инициатив различной направленности. А если посчитать обозначенные предложения и инициативы на всех уже прошедших встречах, то их общее количество приближается к отметке 250. Примечательно, что большая их часть практически совпадает либо по целям и задачам чрезвычайно близка друг другу, что создает благоприятные условия их совместного продвижения.
В-третьих, эффективность таких встреч. Здесь особо следует отметить повышение уровня доверия между Лидерами стран. Видимым результатом этого стало снятие большинства проблем, которые долгие годы создавали препятствия для развития Центральной Азии: неурегулированность границ, вопросы перемещение граждан через границу, открытие транспортных связей и много другое. Это было раньше. Сейчас же стороны ведут переговоры об активизации инвестиционного сотрудничества, реализации взаимовыгодных проектов кооперации в торговле, промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.
В целом, можно сказать, что идея укрепления сотрудничества в рамках Центральной Азии прошла испытанием временем, а продвигаемая пятью странами региона повестка приобрела устойчивый и необратимый характер, открыла дорогу для дальнейшего углубления интеграции.
Вместе с тем, несмотря на благоприятствующие тенденции, на сегодняшний день регион сталкивается с новыми задачами и, одновременно, новыми вызовами, требующими своего решения. В этой связи возникает несколько очевидных вопросов: смогут ли страны в новых геополитических условиях развиваться в том же направлении и в хороших темпах? какие существуют главные драйверы для совместного взаимодействия? что нужно делать и какие меры предпринять для дальнейшего наращивания кооперации?
Эксперты, представляющие страны Центральной Азии, а также исследователи, находящиеся за пределами региона и пристально изучающие эти процессы, дают положительные оценки перспективам развития интеграции. Они подчеркивают, что у стран есть не только желание, но инструменты укрепления взаимосвязанности и углубления объединительного процесса.
В основе такой оценки лежат политическая воля лидеров государств Центральной Азии и широкая социальная поддержка со стороны простых граждан, получивших и продолжающих получать большие выгоды от процессов такого сближения и сотрудничества. Есть понимание, что сплоченный, единый
и хорошо взаимодействующий между собой регион обеспечивает стабильность, предсказуемость и эффективность.
В рамках нового этапа сотрудничества от стран будет требоваться больше усилий и взаимоприемлемых компромиссов для реализации инициатив и предложений, которые обозначены на площадке КВГГЦА. В этом контексте следует назвать несколько ключевых драйверов, которые будут определять дальнейших ход интеграционных процессов.
Первый – создание благоприятных условий для дальнейшего расширения торговли между странами.
Сегодня внутрирегиональная торговля, по разным данным, колеблется в пределах 9-11%. В успешных же региональных объедениях, таких как АСЕАН, Евросоюз, НАФТА уровень торговли между её участниками превышает отметку 50 %, что содействует укреплению экономических связей в регионе.
В этой связи важным видится скорейшее формирование полноценной зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, а также принятие мер, которые будут способствовать гармонизации законодательства и устранению барьеров, формированию торгово-логистических цепочек
в регионе, открытию и расширению центров приграничной торговли и др. Об этом неоднократно говорил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Второй – это, безусловно, поощрение инвестиционной активности. Сегодня ее объемы растут высокими темпами. В настоящее время можно говорить об успешных примерах инвестиций в промышленное производство, связанное с производством электротехнической продукции, автомобилей и многого другого. Растут инвестиции и со стороны частного бизнеса, что также является необходимым для долгосрочного развития.
Важно, что налаживание промкооперации создает синергетический эффект, когда совместные усилия приводят к результатам, которые значительно превышают сумму индивидуальных вкладов каждого государства и предприятия, содействуют насыщению рынка региона товарами, открывают доступ на новые рынки сбыта, способствуют устойчивому развитию экономик стран.
Третий — совершенствование транспортных коридоров и создание бесшовного пространства. Центральная Азия имеет выгодное географическое расположение, лежит на перекресте транспортных коридоров, соединяющих Восток с Западом и Север с Югом. Сегодня каждая страна уделяет этому вопросу самое пристальное внимание, продвигая собственные национальные стратегии по привлечению транзитных транспортных потоков через свою территорию.
Совместная работа в этом направлении позволит государствам региона не только улучшить транспортную инфраструктуру и обеспечить рост торговли, но и стимулировать экономический рост, создать новые рабочие места, повысить уровень жизни населения. Одним из последних успешных примеров, связанных с повышением транспортно-транзитного потенциала региона, можно назвать недавнее подписание тремя странами соглашения о строительстве железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
Четвертый – вопросы, связанные с климатом и водосбережением. В последние годы жители стран Центральной Азии острее ощущают последствия глобального изменения климата. Это и участившиеся пыльные бури, и аномально жаркие летние месяцы, и несвойственные для этих мест холодные зимы, обмеление рек и озер, и другие экологические проблемы. В условиях климатических изменений остро стоит вопрос обеспечения доступа к воде, расход которой увеличивается по мере роста населения, быстрой урбанизации и активного развития промышленности.
В этом направлении страны уже активно работают в рамках Международного фонда спасения Арала (МФСА), а также руководствуются одобренной в Чолпон-Ате в рамках КВГГЦА региональной программы «Зелёная повестка» для Центральной Азии.
Пятый – укрепление региональной идентичности, исходя из историко-культурной и цивилизационной общности нашего региона. В странах есть понимание, что идентичность – один из наиболее эффективных механизмов единения и продвижения общей повестки.
Важным в этом контексте является проведение научных исследований, издание книг, продолжение хорошо зарекомендовавшей практики проведения различных совместных фестивалей, выставок, образовательных форумов и др.
И наконец, рассмотрение вопросов институционализации формата сотрудничества в рамках Центральной Азии. Важным здесь являются не только встречи на высшем уровне и регулярные многосторонние отраслевые встречи и форумы, но и процесс создания договорно-правовой базы взаимодействия.
В этом плане чрезвычайно актуальным стало принятие по инициативе Таджикистана в прошлом году на пятой КВГГЦА в Душанбе Положения о создании Совета национальных координаторов. Глава Узбекистана и его коллеги поддержали этот документ. Как верно отметил в выступлении Президент Казахстана, это решение является первым шагом на пути институционализации формата и в будущем стороны могли бы приступить к обсуждению вопроса об учреждении Секретариата Консультативных встреч.
Несомненно, перспективы укрепления взаимосвязанности и развития региональной интеграции достаточно хорошие и внушают оптимизм. Созданный усилиями пяти страны формат сотрудничества всецело отвечает интересам всех народов, а достигнутые результаты укрепляют веру в то, что региональное сотрудничество будет и далее набирать обороты во имя стабильности и устойчивого развития на всем пространстве Центральной Азии.
Шерзод Файзиев,
заместитель директора Международного института Центральной Азии (Узбекистан)