Перейти к содержимому
Главная страница » Избирательные системы в странах Центральной Азии: тренды электоральных процессов

Избирательные системы в странах Центральной Азии: тренды электоральных процессов

 

Важную роль в политических процессах стран Центральной Азии, так же, как и во всех странах мира, играют выборы. Они являются как двигателем, так и следствием значительных изменений, особенно в последние 5–10 лет. Далее представлены несколько из наиболее примечательных тенденций в электоральных процессах пяти республик.

1. Отход от пропорциональной системы. На данный момент во всех странах Центральной Азии в той или иной мере используется мажоритарная избирательная система для парламентских выборов. Последние выборы, на которых депутаты избирались исключительно по партийным спискам, прошли в 2021 году в Казахстане. С тех пор в пяти государствах используется либо мажоритарная, либо смешанная избирательная система.

В Узбекистане и Туркменистане мажоритарная система используется c самых первых выборов в этих странах. В Таджикистане для выборов в нижнюю палату Маджлиси Оли используется смешанная система с доминированием мажоритарной составляющей. В Кыргызстане в 2021 году на смену пропорциональной системе, которая использовалась с 2007 года, пришла смешанная избирательная система. В Казахстане смешанная система последний раз была использована в 2004 году и была вновь введена в 2022 году. Выборы по новой системе прошли в 2023 году, и в состав нижней палаты Парламента вошли 69 депутатов, избранных по партийным спискам, и 29 депутатов, избранных по одномандатным округам.

Таблица 1. Сравнение избирательных систем на парламентских выборах в странах Центральной Азии

Подобный тренд можно объяснить стремлением обеспечить представленность регионов в законодательных органах. Депутат, избранный пропорциональным методом, подотчетен как перед избирателями, так и перед своей партией, которая определяет его включение в список и может отозвать его мандат. В случае «мажоритарного» депутата в первую очередь подотчетность выстроена между ним и избирателями его округа. К примеру, при смешанной избирательной системе избиратели имеют возможность отозвать депутата, если он не отвечает их требованиям и не выполняет должным образом свою работу в качестве представителя своего округа.

2. Вопрос широкого представительства. Тренд на обеспечение законом широкой представленности различных слоев населения находит свое отражение в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. С 2021 года в Казахстане была введена 30-процентная квота для женщин и молодежи по партийным спискам, которая была расширена в 2023 году включением лиц с инвалидностью. Данная норма обязательна как в нижней палате Парламента РК, так и в региональных маслихатах. В Кыргызстане введена 30-процентная гендерная квота в аильных кенешах, а в Жогорку Кенеше каждый четвертый депутат должен быть женщиной. 30-процентная квота также предусмотрена для женщин в Узбекистане.

Показатели гендерной представительности варьируются. Можно отметить Узбекистан, где доля женщин-депутатов является самой высокой в регионе и составляет 32%. 21,1% депутатов являются женщинами в Кыргызстане, 17,3% – в Казахстане, 24% – в Туркменистане. Несмотря на работу по обеспечению представленности различных групп населения, требуется дальнейшая работа для того, чтобы законодательные органы республик успешно выполняли и представительскую функцию.

3. Активное вовлечение населения в принятие политических решений посредством референдума. Учет мнения избирателей и всеобщее участие населения в принятии решений и введении реформ находит свое отражение в проводимых в Центральной Азии референдумах. Всего с 2021 года конституционные референдумы прошли в трех странах.

На январском референдуме в 2021 году в Кыргызстане был предложен переход от парламентской к президентской форме правления, которую поддержали 84,1% избирателей. Позже, на апрельском референдуме, был принят проект новой Конституции, поддержанный 85,2% проголосовавших.

Референдум 2022 года в Казахстане стал первым с 1995 года, и по его результатам были внесены масштабные изменения в Конституцию, которые привели к перераспределению полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти с основополагающей формулой «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

По итогам референдума в Узбекистане в 2023 году были изменены структура и функции палат Олий Маджлиса, а также срок президентских полномочий.

Снижающаяся явка. В последние годы в отдельных странах региона наблюдается спад избирательной активности по результатам президентских и парламентских выборов. Снижение в явке произошло как минимум на трех последних циклах президентских и парламентских выборов. Исключениями выступают выборы в Туркменистане и парламентские выборы в Таджикистане.

Таблица 2. Явка на трех последних избирательных кампаниях в странах Центральной Азии

С учетом этой тенденции необходимо отметить, что в Таджикистане и Туркменистане выборы с явкой ниже 50% признаются недействительными. В остальных республиках низкая явка не влияет на признание выборов состоявшимися – как в случае последних президентских и парламентских выборов в Кыргызстане, где явка составила менее 40%. В Узбекистане имеется минимальный порог в 40% явки в одномандатных округах для признания выборов депутатов состоявшимися. Обеспечение должного уровня электоральной активности может стать важным вопросом на будущих избирательных кампаниях.

В целом есть множество возможных причин низкой явки, однако это сопоставимо с глобальными трендами избирательной активности. Согласно исследованиям Международного института демократии и содействия выборам[1] во всем мире, вне зависимости от региона и избирательной системы отмечается снижение явки на выборах начиная с 1980-х годов. В Азии показатели снижаются с середины 1960-х годов и колеблются на отметке 70%.

Выборы являются важным процессом в обеспечении гармоничного развития политических институтов, основанным на учете общественных запросов, мнений и предпочтений избирателей. В случае Центральной Азии это проявляется проведением референдумов, расширением представительских функций в законодательных органах и изменениями в избирательных системах.

Можно утверждать, что выборы продолжат служить катализатором дальнейших общественно-политических изменений в странах Центральной Азии. К примеру, предстоящие выборы сельских и районных акимов в Казахстане могут дать толчок для схожих мер в соседних республиках. Продолжение могут получить вопросы расширения представительства различных социальных групп и расширения мажоритарной системы избрания. Важными в данном вопросе являются электоральная активность граждан и использование ими как права избирать, так и права быть избранными.


[1] https://www.idea.int/sites/default/files/publications/voter-turnout-trends-around-the-world.pdf

Куаныш Сайлау, старший эксперт Отдела изучения электоральных процессов КИСИ при Президенте РК