Перейти к содержимому
Главная страница » Как реализуется повестка устойчивого развития в странах Центральной Азии?

Как реализуется повестка устойчивого развития в странах Центральной Азии?

Регион Центральной Азии относительно недавно стал активно следовать принципам устойчивого развития, хотя отдельные концепции на национальном уровне были разработаны еще в конце 1990-х годов. В настоящее время практически во всех пяти странах ЦА – Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане – достижение устойчивого развития определяется как главный приоритет в развитии и отражается в стратегических документах. К тому же все государства приняли обязательства по достижению 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН к 2030 году.

Что такое ESG-повестка?

Аббревиатура ESG расшифровывается как Экология, Социальная политика и Управление. В широком смысле это устойчивое развитие, которое основывается на ответственном отношении к окружающей среде (англ., E environment), высокой социальной ответственности (англ., S social) и высоком качестве управления (англ., G governance).

С учетом растущей значимости экологических, социальных и управленческих (ESG) аспектов как в корпоративной, так и в государственной политике, следует отметить, что каждая страна региона находится на своём этапе внедрения ESG-инициатив, выбирая подходы, соответствующие национальным приоритетам и возможностям.

Так, Казахстан активно продвигает ESG-инициативы с начала 2000-х годов, занимая лидирующие позиции в регионе. Принятие в 2013 году Концепции перехода Республики Казахстан к зеленой экономике заложило основу для национальной стратегии устойчивого развития и стало отправной точкой для продвижения ESG-инициатив на государственном уровне. Страна одной из первых в мире ратифицировала Парижское соглашение и приняла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов и в дальнейшем ввела ряд правовых документов, формирующих основу для зеленой энергетики.

В 2021 году был обновлен и утвержден «Экологический кодекс», направленный на сохранение окружающей среды, сокращение выбросов углекислого газа и стимулирование использования возобновляемых источников энергии. Стратегические цели Казахстана включают достижение углеродной нейтральности к 2060 году и повышение доли возобновляемых источников энергии до 30% к 2030 году. А с принятием Кодекса корпоративного управления в 2021 году и Социального кодекса в 2023 году можно констатировать об охвате социальных и управленческих аспектов ESG.

Помимо этого, в стране существенное внимание уделяется повышению прозрачности и ответственности бизнеса: на Казахстанской фондовой бирже (KASE) для компаний, проходящих листинг, введены требования по раскрытию информации, связанной с ESG.

В свою очередь Узбекистан сосредотачивает усилия на развитии возобновляемой энергетики и социальной ответственности в корпоративной среде. В стратегических планах страны – увеличение доли возобновляемых источников энергии до 40% к 2030 году  за счет привлечения международных инвесторов и расширения регионального и международного сотрудничества в области зеленой энергетики. Эти инициативы требуют обязательного раскрытия информации по ESG и повышения социальных стандартов.

Сейчас Узбекистан находится в активной стадии внедрения ESG, разрабатывая инфраструктуру и нормативно-правовую базу для дальнейшей реализации этих инициатив. Принятие таких документов, как Стратегия перехода к зеленой экономике на 2019–2030 годы, Указ «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» и ряд других программных документов,­ отражает активную роль государства в продвижении принципов устойчивого развития в соответствии с мировыми трендами.

Также в стране активно развивается институциональная среда: с 2023 года внедрена система «зеленых» сертификатов  на основе требований по ограничению воздействия на экологию и окружающую среду при производстве продукции; формируется инфраструктура государственного регулирования выбросов парниковых газов, внедряется система мониторинга, отчетности и верификации в сфере изменения климата и др.

Кыргызстан в своей политике особый акцент делает на управлении водными ресурсами, что особенно важно в контексте трансграничных рек и экосистем региона. В конце 2024 года Жогорку Кенеш КР утвердил   новый проект Водного кодекса, который заложит основу для реформирования регулирования водных ресурсов, устойчивого использования водных источников и предотвращения загрязнений.

Следует отметить, что система управления водными ресурсами имеет ключевое значение для внутреннего развития республики. В этой связи ведется работа по введению новых мощностей на основе ВИЭ и малых ГЭС, что обеспечит энергетическую безопасность в связи с влиянием изменения климата на гидроэнергетику страны.

Помимо управления водными ресурсами, государство уделяет внимание развитию устойчивого бизнеса. Программа развития бизнеса в Кыргызской Республике до 2026 года ориентирована на внедрение мер и инициатив, основанных на принципах взаимной ответственности государства и бизнеса, экологичности, социальной справедливости, безопасности развития и других ключевых приоритетах. Несмотря на предпринятые шаги, Кыргызстан пока еще находится на начальной стадии реализации ESG-политики, нуждаясь в дополнительной поддержке для полного внедрения устойчивых стандартов.

В Таджикистане основное внимание уделяется развитию устойчивого сельского хозяйства и поддержке местных сообществ. Действующие законодательные акты направлены на защиту природных ресурсов и продвижение экологически устойчивых сельскохозяйственных практик. Ключевые стратегические направления включают расширение экологически ответственного сельского хозяйства и эффективное управление природными ресурсами, особенно в горных районах страны.

Правительство страны также приняло Стратегию развития зеленой экономики до 2027 года, в которой определены 11 приоритетных направлений, включая энергоэффективность, системы управления отходами и экотуризм. Вместе с тем страна сильно зависит от инвестиционной поддержки финансовых институтов и партнеров по развитию, сотрудничество с которыми вносит ключевой вклад в развитие стратегии. Можно заключить, что Таджикистан находится на средней стадии реализации ESG, продвигая устойчивое развитие на уровне наиболее приоритетных отраслей и сфер.

Туркменистан делает ставку на модернизацию нефтегазового сектора и расширение использования возобновляемых источников энергии. В стране приняты нормативные акты, направленные на снижение углеродного следа и повышение энергоэффективности в топливно-энергетическом секторе. Уделяя внимание развитию устойчивой энергетики, упор делается на внедрение экологически чистых технологий. В стратегические приоритеты Туркменистана входят переход к углеродно-нейтральному производству и активное использование возобновляемых источников. Однако, несмотря на предпринятые усилия, Туркменистан находится на начальном этапе реализации ESG-инициатив и требует дальнейшего развития законодательных и стратегических мер.

Таким образом, страны Центральной Азии демонстрируют различные подходы и темпы в развитии ESG-политики. Казахстан выделяется своим прогрессом и амбициозными целями, Узбекистан – проактивными действиями в данной сфере, в то время как Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан находятся на стадии формирования и реализации ESG-подходов в соответствии со своими ресурсами и приоритетами.

Асель Абен, главный эксперт Отдела анализа экономической политики КИСИ при Президенте РК