3-4 июля 2024 года в Астане прошло 24-е заседание совета глав государств – членов ШОС, завершившееся принятием Астанинской декларации. Основной акцент в ней был поставлен на укреплении всеобщего мира, создании условий для безопасности, стабильности и построения международного порядка.
Участвовавший во встрече «ШОС+» Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш призвал в этой связи добиваться мира в Секторе Газа, Украине, Конго, Судане, Сомали, Мьянме, Афганистане и других точках вооруженных конфликтов, не преминув отметить особую роль Казахстана. По его словам, «Астана становится центром многих миротворческих инициатив и служит ярким примером последовательной борьбы за мир».
Надо полагать, что сказано это было весьма неслучайно. Участие Казахстана в миротворческой деятельности ООН становится важной составляющей внешней политики Казахстана, отражающим наш вклад в совместные усилия по предотвращению угрозы войн и конфликтов. Объяснимо это также важностью использования преимуществ международного сотрудничества и внешних ресурсов для повышения потенциала и опыта вооруженных сил Казахстана.
В этой связи следует отдельно остановиться на деятельности Международного Комитета Красного Креста, основными направлениями которого являются взаимодействие с вооруженными силами Казахстана и вопросы интеграции норм международного гуманитарного права в национальное законодательство.
Международный Комитет Красного Креста (МККК) является уникальной и отличной от всех других межправительственных и неправительственных организаций структурой, задействованной во многих вооруженных конфликтах в качестве главного проводника международного гуманитарного права. Нейтральный статус МККК позволяет сотрудникам этой организации оказывать помощь и защиту пострадавшим от насильственных действий практически в любой точке мира, где идут боевые действия или разворачиваются конфликтные ситуации. При этом МККК не принимает чью-либо сторону, не вступает в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера, придерживаясь целей и задач исключительно гуманитарного характера.
При этом наиболее востребованным аспектом деятельности МККК является анализ последствий, к которым могут привести изменения в введении вооруженных конфликтов в различных зонах нестабильности (автономные системы вооружения, применение искусственного интеллекта в конфликтах, партнерские военные операции, войны в городской местности т.п.).
С момента открытия в 2019 г. миссии МККК в Казахстане данная организация активно расширяет связи с правительством нашей страны. Так, институциональное сотрудничество между Казахстаном и МККК активно выстраивается по линии государственных органов, таких как Министерство обороны, внешнеполитическое ведомство, Министерство по ЧС.
Особого внимания заслуживает сотрудничество между МККК и Министерством обороны РК, поскольку контингент казахстанских военнослужащих задействован в различных миротворческих миссиях ООН в ряде стран Африки и Ближнего Востока. Это имеет важное практическое значение как с точки зрения обмена информацией о гуманитарной ситуации в различных зонах конфликта, так и касательно учебных мероприятий МККК для казахстанских военнослужащих в сфере военной медицины (порядок врачебных действий при различных травмах, навыки оказания неотложной помощи, использование специфического медицинского оборудования др.).
При этом большую ценность для Казахстана представляют собой учебные мероприятия МККК, направленные на подготовку казахстанских миротворцев в условиях новых методов ведения войны и конфликта и управления ими исходя из требований международного гуманитарного права.
Мухит Асанбаев, главный эксперт Отдела международной безопасности КИСИ