14-15 ноября 2025 года проходит государственный визит Президента Республики Казахстан в Узбекистан. Накануне визита главный эксперт Отдела азиатских исследований КИСИ при Президенте РК Булат Ауелбаев подготовил обзор казахстанско-узбекских отношений.
Казахстан и Узбекистан – крупные государства Центральной Азии, определяющие основную повестку межстрановых отношений и общего регионального развития. В нее входят такие базовые направления, как сфера безопасности, экономики и торговли, распределение энергетических и водных ресурсов, внедрение инновационных технологий, сохранение окружающей среды и культурно-гуманитарное сотрудничество.
Республики имеют между собой обширную международно-правовую базу и очень тесное и активное взаимодействие на высшем и высоком уровнях. Их отношения за тридцать лет эволюционировали от установления дипломатических отношений до союзнического уровня, договора, подписанного в декабре 2022 года.
Между правительственными структурами, а также общественными организациями, гражданскими институтами и бизнес-сообществом происходят интенсивные контакты, ведется конструктивный диалог, заключаются прагматичные соглашения. Так, Казахстан является третьим крупнейшим внешнеторговым партнером Узбекистана с удельным весом в товарообороте 8,9%.
Все это свидетельствует о взаимном стремлении к укреплению доверия, выработке согласованных решений и системному развитию двусторонних связей. Визит казахстанского лидера в Ташкент не только подводит итоги достигнутых результатов, но и ставит новые цели по повышению качества взаимоотношений.
Южный сосед высоко ценит казахстанскую пшеницу, муку, металлопродукцию и нефтепродукты. Казахстанцам, в свою очередь, полюбились узбекские автомашины, фрукты и овощи, текстиль и другое. Предприниматели обеих республик активно расширяют взаимную инвестиционную деятельность.
От казахстанско-узбекского сотрудничества во многом зависят устойчивость и динамика развития процессов не только в региональном измерении, но и далеко за пределами Центральной Азии. Действия в унисон и обоюдное стремление к результативности обеспечивают странам насыщенный дискурс, направленный на поиск эффективных механизмов и направлений регионального и международного развития.
Стороны вкладывают большие усилия в процесс регионализации. Учитывая ресурсы, масштабы экономик и демографический потенциал, два государства создают прочный центральноазиатский каркас и объективно являются локомотивами экономической кооперации региона с учётом взаимных интересов всех его участников.
В этой связи в региональном взаимодействии наметился значительный прогресс. Консультативные встречи глав государств пяти республик проходят ежегодно, стали уже доброй традицией и влияют на стабильное общее развитие. С момента формирования данной диалоговой площадки с 2018 года до настоящего периода среднегодовой темп экономического роста стран составил 6,2%. Это в три раза выше мировых показателей.
На Астанинском саммите глав государств ЦА была принята Стратегия развития региональной кооперации «Центральная Азия-2040». Ее приоритеты нацелены на углубление пятистороннего взаимодействия и укрепление международной субъектности региона.
Также благодаря политической воле лидеров соседних республик и активному содействию президентов Казахстана и Узбекистана за последние годы были решены проблемы по делимитации всей протяженности государственных границ. Этот фактор существенно отразился на обеспечении единой региональной безопасности и интенсификации трансграничных контактов и сообщений.
В данный момент уже происходит более детальное структурирование регионального пространства. Увеличивается как двусторонний товарооборот, так и региональная торговля, появляется взаимная заинтересованность в реализации инфраструктурных и промышленных проектов, создаются условия для улучшения качества социально-экономической жизни в каждой из стран региона, повышается роль региона в международной политике и экономике.
Заметно повысился интерес к формату «С5+1», в котором мировые державы с развитой экономикой и влиятельные политические союзы стали наводить свои мосты с регионом, а республики консолидированно отвечают этим устремлениям. В этом свете новый цикл регионализации уже приходит в контексте прагматичности, взаимовыгодного расчета и гибкости подходов.
Таким образом, усилия Астаны и Ташкента, направленные на укрепление двустороннего и регионального сотрудничества, рассчитаны на долгосрочную перспективу. Результатом такого подхода станет достижение уровня высокоэффективной безопасности всего Центрально-Азиатского региона, тесной экономической кооперации и культурно-гуманитарной консолидации.


