Перейти к содержимому
Главная страница » Казахстан на пути к транзитному лидерству в Евразии

Казахстан на пути к транзитному лидерству в Евразии

На расширенном заседании Правительства Президент поставил стратегическую задачу: сделать Казахстан полноценным транспортно-логистическим центром и транзитным хабом Евразии. Один из ключевых проектов в этом направлении – ТМТМ, или «Средний коридор». Этот мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий Китай и страны Европейского союза, привлекает все больше внимания. Благоприятное географическое положение Казахстана вдоль маршрута ТМТМ создает условия для активных инвестиций в его развитие. Объемы перевозок по этому коридору выросли вдвое по сравнению с предыдущим годом, достигнув 2,5 миллиона тонн. Экспорт казахстанской продукции по ТМТМ увеличился втрое, что свидетельствует о заинтересованности европейских компаний в этом маршруте. Между 3 странами (Казахстан, Азербайджан и Грузия) создана новая компания «Middle Corridor Multimodal Ltd.» на базе Международного финансового центра «Астана». В рамках совместной работы компания позволит предоставлять услуги по принципу «одного окна».

Согласно оценкам Всемирного банка, есть потенциал увеличения грузооборота Среднего коридора до 11 млн тонн к 2030 году.

Для достижения этого результата необходимы упрощение процессов и процедур, особенно при пересечении границ, устранение так называемых «узких мест», цифровизация и улучшение инфраструктуры.

В целом развитие Среднего коридора принято рассматривать в основном в контексте торговли Китая с ЕС, но также существует потенциал маршрута в восточном направлении.

Важно отметить, что получение финансовой поддержки от Европейского союза в размере 10 млрд евро на развитие Транскаспийского маршрута представляет значительные возможности для роста транзитного потенциала Казахстана. Это может стать стимулом для ускоренного развития инфраструктуры и повышения конкурентоспособности страны как транзитного хаба.

Однако при увеличении транзитного объема важно учитывать интересы отечественных экспортеров. Необходимо обеспечить баланс между транзитными грузопотоками и потребностями местных экспортеров, чтобы рост транзита не сказывался отрицательно на их деятельности.

Ерлан Жакупов,

главный эксперт Отдела анализа экономической политики

КИСИ при Президенте РК