Перейти к содержимому
Главная страница » Медиа-архипелаг Казахстана

Медиа-архипелаг Казахстана

Айгүл Забирова

Айгуль Забирова,

главный научный сотрудник КИСИ

доктор социологических наук, профессор

Сегодня мы всё чаще слышим, что люди не верят никаким новостям. Но стоит появиться действительно важной теме, как человек всё равно начинает искать, где почитать или посмотреть, где разобраться? И в этом выборе проявляется не столько вкус, а сколько социальная идентичность человека, поколение и даже настроение. Сегодня мы попытаемся понять, какие источники новостей в Казахстане пользуются большим спросом? Телевидение, соцсети, интернет-СМИ или еще что-то?

В весеннем исследовании КИСИ[i] респондентам был задан вопрос «Каким источникам информации Вы больше всего доверяете при получении новостей о политике, экономике и общественной жизни Казахстана?» и предложен следующий список:

1. Республиканские телеканалы

2. Казахстанские интернет-СМИ

3. Социальные сети и мессенджеры

4. Зарубежные СМИ

5. Печатные газеты и журналы

6. Блогеры и лидеры общественного мнения

7. Радио.

Респонденты могли выбрать до трех источников новостей, и в этом случае мы можем сделать анализ по первому выбору, когда учитывается только первый источник и даётся ясное понимание, кто здесь главный в медиапространстве? Можем сделать анализ по множественному выбору, когда человек может выбрать до трех источников, которым доверяет. Этот подход позволяет оценить ширину и структуру медиапотребления. Но что интересно? В нашем анализе оба подхода показали практически одинаковую картину, что есть редкий и важный результат:

Подобная согласованность в оценках указывает на четкий характер иерархии доверия к источникам новостей в сознании казахстанцев, даже если они пользуются несколькими каналами одновременно. Иначе говоря, у респондентов нет внутренней противоречивости в медиадоверии, даже при возможности указать несколько источников, они интуитивно ранжируют их практически в том же порядке. Все это говорит о стабильности медийного доверия и о том, что в обществе существует достаточно устоявшаяся информационная иерархия, особенно по вопросам политики, экономики и общественной жизни. Во-вторых, несмотря на сохранение лидерства у республиканских телеканалов, в медиасреде Казахстана отчётливо прослеживается гибридная модель, где наряду с телевизионной повесткой всё большую роль играют социальные сети, мессенджеры и цифровые платформы. Такая структура говорит не только о гибридности, но и о специфике национального информационного ландшафта, в котором возможна информационная навигация с доверием, что, согласитесь, большая редкость в наше время.

Итак, каков медиапейзаж нашей страны?

Республиканские телеканалы выступают как главный институциональный медиацентр страны (59,1%). Действительно, телевидение в Казахстане сохраняется как ядро официальной коммуникации, несмотря на цифровизацию, для миллионов казахстанцев ТВ остаётся основным каналом официальной информации, особенно по вопросам политики, экономики и общественной жизни.

Одновременно или параллельно растет и другой мир, так, каждый третий респондент (34,7%) указывает, что доверяет социальным сетям, которые выступают альтернативными, порой дополняющими каналами, особенно среди горожан и молодежи. Но скорее всего эти два мира пересекаются. Так, по вечерам человек смотрит новости по ТВ, а утром читает социальные сети.

На третьем месте в рейтинге доверия расположились казахстанские интернет-СМИ (30,3%). Это весомый результат, если принять во внимание, что речь идёт о сайтах, которые совмещают традиционную журналистику с онлайн-форматом. Они работают по журналистским стандартам, получают государственную поддержку, публикуют качественные материалы.

Продолжая метафорический ряд казахстанского медиа-архипелага, интернет-СМИ определяются как третий остров медиаполя. Добавим, что это достаточно пестрая категория, куда входят как ресурсы, поддерживаемые государством, так и независимые редакции, мы намеренно объединили в один пункт разные по происхождению и политике издания, чтобы посмотреть, насколько аудитория доверяет Интернету как таковому.  

На четвёртом месте находятся печатные газеты и журналы. Им доверяют 9,2% опрошенных казахстанцев. Конечно, это немного, особенно на фоне телевидения, соцсетей и интернет-СМИ. Газеты и журналы по-прежнему читают в регионах, в старшем возрасте, те, кто не доверяет «кричащим» заголовкам интернет-СМИ и предпочитает структурированную, проверенную подачу. Печатные издания для них воспринимаются как надёжный, проверенный временем источник, где меньше эмоций и больше фактов. То есть казахстанская медиасреда всё ещё сохраняет многослойность, в которой бумажное слово имеет свою аудиторию и свой смысл.

Блогеры и лидеры мнений, их выбрали 8,7% опрошенных. На первый взгляд, совсем немного. Но это не просто цифра. Не просто пятая строчка в рейтинге доверия, а новая сила, играющая по другим правилам и говорящая с аудиторией на своем, живом языке. У них нет редакции, бюджета, вещательной лицензии, но у них есть интонация «своего» человека, и это то, что классическим медиа воспроизвести крайне сложно. Блогер часто воспринимается как «свой» человек, с ним нет дистанции, они говорят на живом языке, на его текст можно ответить в комментариях. Блогеры делятся не только новостями, но и своей жизнью.

Доверие к зарубежным СМИ выразили 8,5% опрошенных. Заметим, что в символическом аспекте присутствие иностранных СМИ в нашем медиапространстве выступает сигналом медиаплюрализма, в котором разные взгляды сосуществуют, но без доминирования. А их невысокая представленность выступает индикатором медиасуверенности Казахстана

Радио занимает седьмое место в структуре медиапотребления, его выбрали 5,4% опрошенных. Тоже немного, но и не ноль. Как и газеты, радио является частью нашей медийной памяти, но работает оно по-другому. Ему не нужно, чтобы на него смотрели, нажимали, листали или выбирали. Его можно слушать по пути, в машине, на кухне, в фоновом режиме. И в этом его сила, оно не навязывается, не захватывает внимание, а просто сопровождает нас. Возможно поэтому оно воспринимается человеком как нейтральный, такой «ненавязчивый» источник, дающий возможность быть в курсе, не перегружая человека. Скорее всего, сегодня радио остаётся с теми, кто доверяет не формату, а привычке слушать.

Таким образом, современное медиапространство Казахстана напоминает архипелаг. На карте которого отчетливо видны острова разной формы, разной плотности населения, с разными языками и привычками, но объединённые общественным вниманием. На крупнейшем острове расположено республиканское телевидение, по-прежнему удерживающее массовое доверие. Рядом находятся социальные сети и мессенджеры, мобильные, шумные и, что важно, быстрорастущие. Интернет-СМИ выглядят как остров со сложной береговой линией, он соединяет официальный и цифровой миры, но пока не в состоянии обогнать соседей. Дальше в архипелаге мы видим газеты, радио, блогеров, а также зарубежные СМИ. Это уже ниши, малые формы, но их важность безусловна, одни сохраняют нашу культурную устойчивость,  вторые – индивидуальное мнение, а третьи дают нам глобальный взгляд на происходящее.

В итоге важно то, что вся структура медиаполя Казахстана – это не самовозвышающаяся пирамида и не прямая линия, а карта островов, где каждый пользователь выбирает свой маршрут, иногда переплывая с одного берега на другой. И чем больше в этом архипелаге доверия, разнообразия и уважения к аудитории, тем устойчивее будет информационная экосистема Казахстана.


[i] Социологический опрос проведен по заказу КИСИ в период с 20 марта по 20 апреля 2025 г. Объем выборочной совокупности – 8 001 респондент. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 областей и 3 городов республиканского значения – Астаны, Алматы и Шымкента.