Айгуль Забирова,
доктор социологических наук, профессор,
главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК
Современный мир изобретает самые разнообразные формы национальных собраний и ассамблей с тем, чтобы укреплять связь между правительствами и народами, обеспечивать прозрачность власти и способствовать формированию национального консенсуса. В Казахстане таким действенным и современным каналом коммуникации между государством и обществом, каналом обеспечения участия граждан в принятии решений стал Национальный курултай.
В сегодняшнем выступлении на заседании Национального курултая Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев наряду с анализом экономической перспективы государства, социальной политики, международного позиционирования страны, сформулировал культурную повестку казахстанской нации на ближайшее десятилетие – корпус идей, инициатив и приоритетов, направленных на развитие ценностей, традиций, идентичности, искусства и сохранение культурного наследия. Как справедливо отмечает Президент, в деле формирования национальной идентичности обществом и государством сделано немало. Но содержание идентичности как коллективного смысла не является раз и навсегда зафиксированным явлением, это динамическое явление, оно результат согласия, принятия членов общества текущего содержания национальной идентичности. Поэтому эту работу необходимо продолжать.
В культурной повестке государства Президент выделил несколько приоритетов и идей. Один из них – национальное кино. Действительно, развитие национального кино имеет стратегическое значение для государства, поскольку кино отражает менталитет и ценности народа. Классическое значение кино в том, чтобы давать зрителю ментальные «картинки» того или иного общества и государства в целом. Важна роль кино и как транслятора базовых ценностей и ориентаций общества, воспроизводимых кинематографом, что формирует гражданскую идентичность человека. Наше кино, особенно артхаусное, интеллектуальное кино с современным киноязыком, очень сильно заявило о себе на мировых кинофестивалях. Сегодня становится популярным и «народное кино», имеются в виду фильмы с опорой на этническую идентичность, например «Дос-Мұқасан», «Қаш», «Міржақып. Оян, қазақ!», «Дәстүр» и другие. Кино имеет и образовательную функцию, передавая знания о национальной культуре, оно способствует развитию критического мышления зрителя.
Один из главных вопросов нашего времени — а ЧТО ОСТАЕТСЯ? Поэтому инициатива Президента «реставрировать исторические памятники, изучать зарубежные архивы, развивать музейное дело» актуальна. В этом смысле нация – это архив собственных воспоминаний в материальной форме, ведь нация является тем, что она собирает! Нацию можно представить как ассамблею экспонатов. Так, музеи, будучи продуктом современного национального государства, выступают символическими центрами государства и это самый характерный институт современности, формирующий национальную идентичность юных граждан. Во всем мире музеи являются самыми влиятельными агентами формирования национального и светского сознания. За годы независимости в стране сформирована современная сеть музеев, всего их 275, два национальных музея – в Алматы и Астане, 17 музеев республиканского уровня, 54 областного, 73 – районного уровней, 97 филиалов областных и районных музеев, 4 частных музея.
Из 275 музеев 48 – исторических музеев и 109 – краеведческих. Сегодня пришла пора обращения к ним как площадкам для местных локальных историй, сделав их достоянием не одного региона, а всего государства. Казахстан и его богатейшая палитра культурного достояния всего государства силен прежде всего историческим, природным и культурным разнообразием каждого географического региона страны, важно, чтобы это было отражено в первую очередь в краеведческих музеях регионов.
Есть шансы у местных музеев встречать и международных туристов. Сегодня турист, для которого весь мир – музей, скептичен, перекормлен и возможно устал, но тем не менее он не готов отказаться от музеев. Ведь музеи – это место, способное за несколько часов дать нам картинку местности, что актуализирует функцию музеев как «мягкой» геополитической силы и способа национального брендинга.
Наконец, Президент сказал о том, что «в последние годы мы уделяем особое внимание развитию исторической науки как важному фактору укрепления национальной идентичности». Здесь важно подчеркнуть уникальную роль образовательной политики преподавания истории, поскольку формирование культурно-политической нормативности находится в плоскости социализации юных граждан в школе, гражданского воспитания юных казахстанцев, прежде всего посредством разработки школьных учебников. Учебники истории – инструмент сознательного конструирования идентификаций, идентификация с прошлым, реализованная в учебниках истории, создает основы идентичности человека как части нации. Поэтому нет ничего нового в том, как все современные государства используют историю и ее учебники в качестве элемента официальной государственной идеологии. Дальнейший процесс легитимации государственности требует создание такого исторического портрета Казахстана, где воплощены идеи исторического и этнического единства. Нам необходимы объединяющие архетипы, образы и идеи, например, архетип степи, мифы и исторические фигуры, звучащие и признанные во всех уголках страны. Иначе говоря, необходимо и далее разворачивать унифицирующий исторический нарратив в казахской государственности, отраженный в учебниках истории.
В завершение отмечу, что Национальный курултай в Казахстане, будучи площадкой открытого диалога, демонстрирует открытость, взаимодействие между государством и обществом, обеспечивая вовлеченность общества в совместное обсуждение и принятие решений.