Перейти к содержимому
Главная страница » Насколько прочны дружеские связи среди казахстанцев? КИСИ публикует данные соцопроса

Насколько прочны дружеские связи среди казахстанцев? КИСИ публикует данные соцопроса

Айгуль Забирова,

 главный научный сотрудник КИСИ,

доктор социологических наук, профессор

Современность нации сегодня всё чаще определяется не только экономическими показателями или уровнем технологического развития, но и качеством социальных отношений, преобладающими ценностными ориентирами и формами межличностного взаимодействия. В этом контексте дружба приобретает всё большее значение в анализе социальной структуры и культурной модернизации.

В социологии дружба понимается как устойчивая и взаимная форма социальных связей, в современное нам время выходящая за рамки семейных и корпоративных отношений. Действительно, сегодня доверие и дружеские отношения играют ключевую роль в устойчивом развитии демократических обществ (Putnam, 2000[i]). В странах с высоким уровнем доверия и социальной вовлечённости выше гражданская активность, сильнее институты и устойчивее демократия. Дружба в этом контексте выступает не просто частной ценностью, но элементом социальной структуры.

Рональд Инглхарт в теории ценностных сдвигов показывает, как по мере перехода от индустриального к постиндустриальному обществу возрастает значение ценностей самовыражения, индивидуальной автономии и равноправия (Inglehart & Welzel, 2005[ii]). Эти ценности связаны с практиками, основанными на свободном выборе партнёров по общению, включая дружбу. Иначе говоря, широкое распространение дружеских связей, основанных на взаимном доверии и свободе выбора, рассматривается как индикатор современности общества и его готовности к жизни в условиях плюрализма и социальной открытости.

Глобальная же динамика дружбы такова, что многие общества совершают переход от институциональной интеграции к индивидуализированным сетям, поэтому дружба становится менее коллективной и всё более персонализированной. В целом современные исследования указывают на снижение количества близких друзей у взрослых по всему миру и рост эмоционального одиночества даже при наличии социальных сетей. Если в традиционных обществах дружеские отношения были просто необходимы и потому стабильны (hard, жесткое устройство общества), то в современное нам время дружба становится пластичной, гибкой (soft, мягкое устройство общества) и основана уже не на необходимости, а на выборе: «Современные индивиды ищут связи, которые не ограничивают свободу, но позволяют чувствовать себя нужными. Дружба становится именно такой «гибкой близостью» (Бауман, 2005[iii]).

Насколько распространены дружеские связи в Казахстане? До какой степени современны казахстанцы? Ответы на эти вопросы помогут дать данные опроса общественного мнения, проведенного по заказу КИСИ ПРИ Президенте РК в апреле 2025г.[iv]  Вопрос дружбы был измерен тремя такими индикаторами, как теснота связей, частота общения и помощь от друзей, и основан на идеях Роберта Патнэма о двух типах связей, bonding и bridging capital. Первый вид дружбы (bonding) формируется внутри «своих» групп и является «связующим», второй (bridging), «соединяющий», формируется между разными социальными кругами. Здесь представлены результаты измерения связующих дружеских связей.

Теснота дружеских связей была измерена посредством вопроса «Сколько у вас есть друзей, с которыми вы поддерживаете тесные отношения и можете поговорить о важных для вас вещах?». О чем говорят данные:

  • Большинство казахстанцев имеют от 2 до 9 тесных друзей. Суммарно 68,5% респондентов (категории 2, 3–4, 5–9 друзей) имеют от двух до девяти тесных друзей, что говорит о достаточно широких и интенсивных дружеских связях (bonding capital – по Патнэму), в Казахстане сохраняются условия для формирования устойчивых горизонтальных связей, основанных на доверии, эмоциональной вовлечённости и взаимопомощи. Такие связи очень важны, поскольку выполняют функции поддержки и способствуют солидарности и устойчивости на уровне микросообществ.
  • Наиболее распространённая категория – 3–4 тесных друга (31,6%), большинство людей предпочитает ограниченный, но устойчивый круг доверенных лиц, что характерно для сильного bonding capital. Это оптимальное количество друзей, при котором можно поддерживать глубокие, регулярные отношения, что подтверждается и исследованиями Донбара. Включенность в сети в 3-4 друга типична для всех регионов страны.
  • Наличие широких сетей: 5–9 и 10+ друзей (вместе 35,2%). У трети казахстанцевдружеские связи выходят за пределы «ближнего круга», что может указывать как на высокую социальную активность человека, так и на размытые границы между тесной и умеренной дружбой.По всей видимости, столь высокий показатель (35,2%) респондентов с 5 и более тесными друзьями может свидетельствовать о плотных сетевых структурах – например, в традиционных, региональных или религиозных сообществах, где ожидания взаимопомощи и участие в жизни друг друга остаются высокими. Cетью в 10+ друзей располагают чаще всего жители Туркестанской, Кызылординской и Атырауской областей; сетями в 5–9 друзей располагают жители столицы, Кызылординской и Актюбинской областей.  
  • Одиночество, или низкий уровень дружеских связей: 0–1 друг (15%). 5,7% респондентов не имеют ни одного близкого друга, ещё 9,3% имеют только одного. Да, это тревожный, но не критический показатель, в США или Японии, к примеру, гораздо больше тех, кто находится в одиночестве. Безусловно, наличие 15% респондентов с 0–1 близким другом может отражать тенденции к социальной изоляции, слабой интеграции или утрате социальных связей, особенно у уязвимых групп (пожилых, мигрантов, незанятых). Единственный друг типичен более всего для жителей Алматинской, Жамбылской и Жетысу областей. Отсутствие друзей типично более всего для респондентов из области Жетысу, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей.

Частота дружеского общения измерена посредством вопроса «Сколько у вас есть друзей, с которыми вы видитесь не реже, чем один раз в месяц?»:

Наконец, такой важный показатель уровня социального капитала, как наличие друзей, к которым человек может обратиться за помощью, то есть прочных и надёжных неформальных связей:

  • Треть казахстанцев располагает устойчивыми сетями взаимной поддержки, широкими неформальными связями. Так, 15% опрошенных могут рассчитывать на поддержку от 5–9 друзей (жители Шымкента, Мангистауской и Атырауской областей), а 14% – от 10 и более, что важно как для индивидуального благополучия, так и общества в целом (больше всего жителей Кызылординской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областей).
  • У второй трети казахстанцев есть 3–4 друзей, готовых оказать помощь (31%) (чаще всего это жители городов Шымкента, Астаны и Алматы).
  • Пятая часть казахстанцев (20% респондентов) могут обратиться за помощью только к двум людям (больше всего таких респондентов в Карагандинской, Костанайской и Восточно-Казахстанской областях, г. Астане), 11% – лишь к одному другу (чаще всего это жители Карагандинской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Жамбылской  областей, областей Абай и Жетысу), а 8,7% вовсе не имеют таких связей (более всего страдающих от одиночества –  в областях Жетысу, Улытау, Карагандинской и Актюбинской областях).

Социально-демографические особенности наблюдаемого замера:

  • Гендерные различия в количестве и характере дружеских связей имеют место, но они незначительны, что отражает высокую степень социальной модернизации страны, современности общества. Во многих обществах, например в арабских странах, включая экономически благополучный Персидский залив, у женщин, даже образованных, дружеские отношения зачастую ограничены рамками расширенной семьи, тогда как женщины в Казахстане, наравне с мужчинами, активно включены в общественную жизнь страны.   
  • Образовательных различий в наблюдаемом замере нет, дружба – это фундаментальная социальная потребность, что можно интерпретировать как проявление социального равенства, так и то, что к дружбе стремятся люди с разным уровнем образования.
  • По брачности, у семейных наблюдаются более широкие дружеские сети, что также отражается и в том, что семейные указывают на более широкие возможности оказания помощи в сравнении с теми, кто холост, не замужем либо разведен. Такое же распределение и по занятости – у работающих несколько шире дружеские сети, чем у не занятых.

Итак, исследование дружеских связей в Казахстане показывает, что для большинства казахстанцев наличие друзей остаётся важной и поддерживающей частью жизни. Дружеские связи выполняют не только эмоциональную, но и социальную функцию: они помогают справляться с трудностями, формируют доверие и укрепляют социальную ткань общества. Однако четверть респондентов имеют всего одного друга или вообще не включены в дружеские сети. Это значимая группа, чьё положение требует отдельного внимания. Причины, как мы видим, разные: возраст, миграция, бедность, регион проживания, тип поселения и этническая принадлежность.

В итогах скажем: поддержка дружеских связей – это инвестиция в социальную устойчивость, общественное здоровье и чувство включённости. Политика, ориентированная на укрепление таких связей, особенно среди уязвимых групп, становится важным направлением долгосрочного развития. Ведь дружба как форма социального капитала – это «клей», удерживающий общество вместе, а его дефицит ведет к атомизации и снижению солидарности.


[i] Putnam, Robert. (2000). Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community.New York: Simon and Schuster.

[ii] R. Inglehart, C. Welzel. Modernization, Cultural Change and Democracy. University of Michigan, Ann Arbor, 2005 .

[iii] З. Бауман. Индивидуализированное общество. Логос, 2005.

[iv] Социологический опрос проведен по заказу КИСИ в период с 20 марта по 20 апреля 2025 г. Объем выборочной совокупности – 8 001 респондент. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 областей и 3 городов республиканского значения – Астаны, Алматы и Шымкента.