Айгуль Забирова,
главный научный сотрудник КИСИ,
доктор социологических наук, профессор
Современность нации сегодня всё чаще определяется не только экономическими показателями или уровнем технологического развития, но и качеством социальных отношений, преобладающими ценностными ориентирами и формами межличностного взаимодействия. В этом контексте дружба приобретает всё большее значение в анализе социальной структуры и культурной модернизации.
В социологии дружба понимается как устойчивая и взаимная форма социальных связей, в современное нам время выходящая за рамки семейных и корпоративных отношений. Действительно, сегодня доверие и дружеские отношения играют ключевую роль в устойчивом развитии демократических обществ (Putnam, 2000[i]). В странах с высоким уровнем доверия и социальной вовлечённости выше гражданская активность, сильнее институты и устойчивее демократия. Дружба в этом контексте выступает не просто частной ценностью, но элементом социальной структуры.
Рональд Инглхарт в теории ценностных сдвигов показывает, как по мере перехода от индустриального к постиндустриальному обществу возрастает значение ценностей самовыражения, индивидуальной автономии и равноправия (Inglehart & Welzel, 2005[ii]). Эти ценности связаны с практиками, основанными на свободном выборе партнёров по общению, включая дружбу. Иначе говоря, широкое распространение дружеских связей, основанных на взаимном доверии и свободе выбора, рассматривается как индикатор современности общества и его готовности к жизни в условиях плюрализма и социальной открытости.
Глобальная же динамика дружбы такова, что многие общества совершают переход от институциональной интеграции к индивидуализированным сетям, поэтому дружба становится менее коллективной и всё более персонализированной. В целом современные исследования указывают на снижение количества близких друзей у взрослых по всему миру и рост эмоционального одиночества даже при наличии социальных сетей. Если в традиционных обществах дружеские отношения были просто необходимы и потому стабильны (hard, жесткое устройство общества), то в современное нам время дружба становится пластичной, гибкой (soft, мягкое устройство общества) и основана уже не на необходимости, а на выборе: «Современные индивиды ищут связи, которые не ограничивают свободу, но позволяют чувствовать себя нужными. Дружба становится именно такой «гибкой близостью» (Бауман, 2005[iii]).
Насколько распространены дружеские связи в Казахстане? До какой степени современны казахстанцы? Ответы на эти вопросы помогут дать данные опроса общественного мнения, проведенного по заказу КИСИ ПРИ Президенте РК в апреле 2025г.[iv] Вопрос дружбы был измерен тремя такими индикаторами, как теснота связей, частота общения и помощь от друзей, и основан на идеях Роберта Патнэма о двух типах связей, bonding и bridging capital. Первый вид дружбы (bonding) формируется внутри «своих» групп и является «связующим», второй (bridging), «соединяющий», формируется между разными социальными кругами. Здесь представлены результаты измерения связующих дружеских связей.
Теснота дружеских связей была измерена посредством вопроса «Сколько у вас есть друзей, с которыми вы поддерживаете тесные отношения и можете поговорить о важных для вас вещах?». О чем говорят данные:
- Большинство казахстанцев имеют от 2 до 9 тесных друзей. Суммарно 68,5% респондентов (категории 2, 3–4, 5–9 друзей) имеют от двух до девяти тесных друзей, что говорит о достаточно широких и интенсивных дружеских связях (bonding capital – по Патнэму), в Казахстане сохраняются условия для формирования устойчивых горизонтальных связей, основанных на доверии, эмоциональной вовлечённости и взаимопомощи. Такие связи очень важны, поскольку выполняют функции поддержки и способствуют солидарности и устойчивости на уровне микросообществ.
- Наиболее распространённая категория – 3–4 тесных друга (31,6%), большинство людей предпочитает ограниченный, но устойчивый круг доверенных лиц, что характерно для сильного bonding capital. Это оптимальное количество друзей, при котором можно поддерживать глубокие, регулярные отношения, что подтверждается и исследованиями Донбара. Включенность в сети в 3-4 друга типична для всех регионов страны.
- Наличие широких сетей: 5–9 и 10+ друзей (вместе 35,2%). У трети казахстанцевдружеские связи выходят за пределы «ближнего круга», что может указывать как на высокую социальную активность человека, так и на размытые границы между тесной и умеренной дружбой.По всей видимости, столь высокий показатель (35,2%) респондентов с 5 и более тесными друзьями может свидетельствовать о плотных сетевых структурах – например, в традиционных, региональных или религиозных сообществах, где ожидания взаимопомощи и участие в жизни друг друга остаются высокими. Cетью в 10+ друзей располагают чаще всего жители Туркестанской, Кызылординской и Атырауской областей; сетями в 5–9 друзей располагают жители столицы, Кызылординской и Актюбинской областей.
- Одиночество, или низкий уровень дружеских связей: 0–1 друг (15%). 5,7% респондентов не имеют ни одного близкого друга, ещё 9,3% имеют только одного. Да, это тревожный, но не критический показатель, в США или Японии, к примеру, гораздо больше тех, кто находится в одиночестве. Безусловно, наличие 15% респондентов с 0–1 близким другом может отражать тенденции к социальной изоляции, слабой интеграции или утрате социальных связей, особенно у уязвимых групп (пожилых, мигрантов, незанятых). Единственный друг типичен более всего для жителей Алматинской, Жамбылской и Жетысу областей. Отсутствие друзей типично более всего для респондентов из области Жетысу, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей.
Частота дружеского общения измерена посредством вопроса «Сколько у вас есть друзей, с которыми вы видитесь не реже, чем один раз в месяц?»:
- Большинство респондентов в Казахстане имеют стабильный круг близких друзей, с которыми они поддерживают регулярные контакты. Так, почти треть опрошенных (28,9%) встречаются с 3–4 друзьями не реже одного раза в месяц (жители Шымкента, Акмолинской и Павлодарской областей ). 20,1% респондентов – с 5–9 друзьями (жители Шымкента, Кызылординской Павлодарской, Актюбинской, Абайской и Западно-Казахстанской областей).
- Пятая часть казахстанцев (21,1% респондентов) имеют 10 и более таких друзей, что свидетельствует о высоком уровне социальной вовлечённости (больше всего жителей Туркестанской, Мангистауской, Кызылординской и Западно-Казахстанской областей).
- Треть казахстанцев располагает устойчивыми сетями взаимной поддержки, широкими неформальными связями. Так, 15% опрошенных могут рассчитывать на поддержку от 5–9 друзей (жители Шымкента, Мангистауской и Атырауской областей), а 14% – от 10 и более, что важно как для индивидуального благополучия, так и общества в целом (больше всего жителей Кызылординской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областей).
- У второй трети казахстанцев есть 3–4 друзей, готовых оказать помощь (31%) (чаще всего это жители городов Шымкента, Астаны и Алматы).
- Пятая часть казахстанцев (20% респондентов) могут обратиться за помощью только к двум людям (больше всего таких респондентов в Карагандинской, Костанайской и Восточно-Казахстанской областях, г. Астане), 11% – лишь к одному другу (чаще всего это жители Карагандинской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Жамбылской областей, областей Абай и Жетысу), а 8,7% вовсе не имеют таких связей (более всего страдающих от одиночества – в областях Жетысу, Улытау, Карагандинской и Актюбинской областях).
Социально-демографические особенности наблюдаемого замера:
- Гендерные различия в количестве и характере дружеских связей имеют место, но они незначительны, что отражает высокую степень социальной модернизации страны, современности общества. Во многих обществах, например в арабских странах, включая экономически благополучный Персидский залив, у женщин, даже образованных, дружеские отношения зачастую ограничены рамками расширенной семьи, тогда как женщины в Казахстане, наравне с мужчинами, активно включены в общественную жизнь страны.
- Образовательных различий в наблюдаемом замере нет, дружба – это фундаментальная социальная потребность, что можно интерпретировать как проявление социального равенства, так и то, что к дружбе стремятся люди с разным уровнем образования.
- По брачности, у семейных наблюдаются более широкие дружеские сети, что также отражается и в том, что семейные указывают на более широкие возможности оказания помощи в сравнении с теми, кто холост, не замужем либо разведен. Такое же распределение и по занятости – у работающих несколько шире дружеские сети, чем у не занятых.
Итак, исследование дружеских связей в Казахстане показывает, что для большинства казахстанцев наличие друзей остаётся важной и поддерживающей частью жизни. Дружеские связи выполняют не только эмоциональную, но и социальную функцию: они помогают справляться с трудностями, формируют доверие и укрепляют социальную ткань общества. Однако четверть респондентов имеют всего одного друга или вообще не включены в дружеские сети. Это значимая группа, чьё положение требует отдельного внимания. Причины, как мы видим, разные: возраст, миграция, бедность, регион проживания, тип поселения и этническая принадлежность.
В итогах скажем: поддержка дружеских связей – это инвестиция в социальную устойчивость, общественное здоровье и чувство включённости. Политика, ориентированная на укрепление таких связей, особенно среди уязвимых групп, становится важным направлением долгосрочного развития. Ведь дружба как форма социального капитала – это «клей», удерживающий общество вместе, а его дефицит ведет к атомизации и снижению солидарности.
[i] Putnam, Robert. (2000). Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community.New York: Simon and Schuster.
[ii] R. Inglehart, C. Welzel. Modernization, Cultural Change and Democracy. University of Michigan, Ann Arbor, 2005 .
[iii] З. Бауман. Индивидуализированное общество. Логос, 2005.
[iv] Социологический опрос проведен по заказу КИСИ в период с 20 марта по 20 апреля 2025 г. Объем выборочной совокупности – 8 001 респондент. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 областей и 3 городов республиканского значения – Астаны, Алматы и Шымкента.


