Образование и наука – фундаментальные основы прогресса и развития человеческой цивилизации. Достижения современной мировой науки поражают своими открытиями и возникающими перспективами. Тот факт, что мировая наука смогла быстро найти решение в борьбе с пандемией COVID-19, является свидетельством глобального прогресса в сфере медицины, биотехнологии, генной инженерии и др. Согласно данным Доклада ЮНЕСКО по науке «Наперегонки со временем: за более умное развитие», рост глобального ВВП в период 2014–2018 гг. составил 14,9%, но при этом рост глобальных расходов на научные исследования за этот же период составил 19,2%. А рост общемирового числа исследователей превысил в три раза рост населения планеты (13,7% и 4,6% соответственно).
Казахстанская наука и сфера образования после длительного периода застоя получает новый импульс развития. Реформы, которые активно реализуются в последние годы, уже дают свои результаты. Так, расходы государства на образование в 2022 году к уровню 2010 года увеличились почти в 2 раза и составили 4,5 трлн тенге. Три национальных университета страны признаны рейтинговыми изданием Times Higher Education. Наблюдается поступательный рост расходов на НИОКР: в 2021 году расходы на НИОКР составили 109,0 млрд тенге (2019 год – 82,3 млрд тенге, 2020 год – 89,0 млрд тенге). Анализ внутренних затрат на НИОКР в разрезе источников финансирования показывает, что на долю государства приходится 58,2%, предприятий – 33,5 % и других источников – 8,3%. Затраты на исследования в общей сумме внутренних затрат на НИОКР в области инженерных разработок и технологий составили 40%, исследования в области естественных наук занимают 29%, сельскохозяйственных наук – 13,4%, гуманитарных наук – 6,7%, социальных наук – 2,8% и медицинских наук – 8,1%.
Однако одной научной политики недостаточно. Нужна комплексная системная работа. Без повышения качества дошкольного и школьного образования сфера высшего образования и науки не будет активно развиваться. Как показали результаты международных сопоставительных исследований, в казахстанских школах сохраняется большой разрыв в качестве образования. Так, Казахстан четырежды принимал участие в международной программе ОЭСР по оценке 15-летних обучающихся PISA (2009, 2012, 2015, 2018) и в международном исследовании IEA оценки качества школьного образования TIMSS по читательской, естественнонаучной и математической грамотности (2007, 2011, 2015, 2019). Итоги исследования выявили существенный разрыв в успеваемости по регионам, территориям (город-село), языку обучения и социально-экономическому статусу семьи.
Именно по этим и другим причинам профильное Министерство науки и образования РК было разделено на два ведомства – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан. Такой подход позволит более эффективно решать задачи в курируемых сферах и получать конкретные результаты.
Как показывает зарубежный опыт, высшее образование и наука развиваются намного эффективнее при взаимной интеграции. В текущем году правительством была утверждена Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023–2029 годы. Качественно новое видение и подходы к ее реализации позволят повысить численность ученых в полтора раза, модернизировать научную экосистему страны, повысить вклад науки в решение проблем реального сектора, а также качество администрирования науки, цифровизацию, работу в рамках «слышащего» государства.
Асель АБЕН,
главный эксперт КИСИ
при Президенте РК