В настоящее время макроэкономическая ситуация в стране характеризуется относительной стабильностью. За 7 месяцев текущего года рост ВВП зафиксирован на уровне 4,8% (по итогам II кв. 2023 г. – 5%). При этом темп роста в реальном секторе и сфере услуг имеет одноуровневую динамику (4,6% – в реальном секторе, 4,7% – в сфере услуг). В реальном секторе в обрабатывающей промышленности рост составил 3%, наибольший вклад внесли такие отрасли, как машиностроение, автомобилестроение, легкая промышленность, производство продуктов питания и напитков.
Несмотря на то, что проинфляционные риски сохраняются, инфляция имеет тенденцию к понижению. В июне составила 14,6% и по сравнению с маем снизилась на 1,3%. Во многом это было обеспечено благодаря мерам Национального банка РК, придерживающегося жесткой денежно-кредитной политики.
Вместе с тем инфляция негативно сказалась на доходах населения. Реальные доходы населения устойчиво сокращаются с конца прошлого года. Поэтому новые подходы в макроэкономической политике должны быть направлены на обеспечение качественного роста. Это будет достигнуто за счет скоординированных действий в финансовой, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике.
Так, финансовая система требует разработки мер, которые будут стимулировать банки кредитованию реального сектора, а не потребительского. По данным Национального банка, в июле 2023 года кредиты банков бизнесу составили 9 919,3 млрд тенге (40%), а населению – 14 939,3 млрд тенге (60%). Главой государства поставлена задача обеспечить ежегодный рост кредитования реального сектора на уровне 20% и выше. Добиться этого можно будет при смягчении денежно-кредитной политики и обеспечении стабильности экономики. В условиях высокой неопределенности банки второго уровня пока не заинтересованы в долгосрочном кредитовании.
Альтернативным источником финансирования могут выступить средства фонда, создаваемого в рамках закона о возврате капитала, или другие фонды, такие как Нацфонд или Фонд развития промышленности. Но задача финансовой системы – обеспечение перетока капитала и обеспечение производства необходимыми финансовыми ресурсами. Поэтому, возможно, будут приняты меры по перезагрузке финансовой системы.
Что касается бюджетно-налоговой системы, то в этих сферах будут продолжены начатые ранее реформы. Это касается перехода от «управления бюджетом» к «управлению результатами», принцип которого заключается в том, что бюджет формируется исходя из целей и результатов государственной политики. Уже начиная с формирования бюджета на 2021–2023 годы, внедрена новая система бюджетного планирования, при котором бюджетный процесс начинается не с лимитов по расходам, а с приоритизации стратегических целей и задач. Также бюджетным законодательством значительно расширены границы самостоятельности государственных органов с одновременным усилением ответственности.
Изменения в налоговой политике и полная ее цифровизация обеспечат прозрачность налоговых поступлений и пополнение бюджета, при этом Президент отметил необходимость пересмотра отдельных налогов в пользу местного бюджета. Это позволит повысить эффективность местного самоуправления, что скажется на качестве уровня жизни на местах. Возможно, в ближайшем будущем внедрение дифференцированного подхода в налогообложении, с учетом приоритетов развития и их стимулирования, позволит сформировать новые устойчивые предприятия.
Асель Абен,
главный эксперт Отдела анализа
экономической политики
КИСИ при Президенте РК