Перейти к содержимому
Главная страница » Новый широкомасштабный пакет реформ

Новый широкомасштабный пакет реформ

16 марта Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием, в котором был представлен новый широкомасштабный пакет реформ, которые включают в себя самые разные аспекты, начиная с ухода от суперпрезидентской формы правления до административно-территориального деления.

Самое главное то, что Глава государства ставит целью всех преобразований не просто достижение в далеком будущем каких-то абстрактных экономических показателей, а обеспечение стабильного и устойчивого развития Казахстана, плоды которого могли бы почувствовать все казахстанцы как можно скорее.

Касым-Жомарт Токаев в первую очередь на данном этапе реформ накладывает в законодательном порядке ограничения на самого себя и родных. Суперпрезидентская модель с ручным управлением даже на микроуровне, дававшая эффект, когда казахстанская экономика была еще маленькой и только-только делала первые самостоятельные шаги, теперь, с усложнением экономических процессов, стала тормозом на пути развития. Поэтому Президент К. Токаев передает многие полномочия на места региональным властям. Убирает возможность президенту снимать сельских и районных акимов, отменять или приостанавливать их решения, что лишало воли местное руководство, заставляя их перманентно озираться на Центр.

Президент К.Токаев видит задачу реформирования СМИ, поэтому «Закон о СМИ» также будет пересмотрен, с целью развития казахстанских масс-медиа, вдохнуть в них новую жизнь.

Будет создан Конституционный суд. Это крайне важная реформа, так как текущий Конституционный совет, как собственно исходит даже из его названия, может только советовать, тогда как Суд имеет право выносить вердикт. Включая над высшими лицами государства.

Особо важное значение в новом шаге реформ имеет устранение партийной монополии партии власти, что не давало развиваться другим партиям и политическим движениям. Маргинализировало партийное строительство, лишило политическое поле страны партийной конкуренции. Поэтому сам Президент, как и местные руководители, а также руководство Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и Конституционного совета будут иметь беспартийный статус. Тем самым лишая их стимула лоббировать интересы собственной единственной партии.

Упрощается процедура регистрации партии. Президент поручил снизить регистрационный порог с 20 до 5 тысяч человек. Уменьшается минимальная численность региональных представительств с 600 до 200 человек. А также сокращается минимальная численность инициативной группы граждан для создания партии с 1000 до 700 человек.

В итоге очевидно, что Президент К.Токаев идет наиболее взвешенным курсом постепенных реформ, ведущих на либерализацию политической системы с акцентом на эффект для простого человека.

В этом смысле большую роль сыграет усиление местных властей, получение ими бюджетов и большей свободы, а также разделение слишком огромных регионов, в результате которого ряд важных населенных пунктов оставался без должного внимания и финансирования.

При этом возраст и опыт К.Токаева удерживают его от необдуманного популизма, желания заработать личные очки или создать себе новые рычаги власти. Президент добровольно закрепляет на законодательном уровне ограничения на себя и своих родных, что создает хорошую базу для демократических преобразований в Казахстане. Итоговой целью которых ставится создание устойчивой и справедливой государственной системы, в которой «Алматинская трагедия» никогда не сможет повториться.

Адиль Каукенов, главный эксперт КИСИ при Президенте РК