C момента независимости Казахстан претерпел сильные экономические изменения, ключевой из которых – переход к рыночной экономике. Реальный ВВП с 1991 по 2023 год вырос на 274,5%. ВВП на душу населения в реальном выражении вырос на 227,1%. Важно, что росли и годовые доходы домохозяйств: так, за последние десять лет они выросли с 1 миллиона 590 тысяч тенге в 2014 г. до 3 миллионов 929 тысяч тенге в 2023 г. И если в XX век Казахская степь вошла номадической культурой с феодальной организацией общества, то в XXI век Казахстан вступил обществом, преодолевшем отметку урбанизации, 100-процентным доступом к образованию, правовым, демократическим и социальным государством.
Но главное, как отметил Глава государства в своем Послании, это не просто устойчивое развитие экономики, главное это то, как экономические достижения страны отражаются на наших гражданах. С чем государство и народ столкнутся в будущем, в ближайшее время? Что ожидает казахстанскую экономику в будущем будет определяться тем, как государство и общество будут успевать за мейнстримами XXI века – технические рынки и технологические тренды, институциональные преобразования в экономике, эффективный банковский сектор. То, насколько мы сможем поспевать за новейшими мейнстримами, во многом зависит от того, насколько существенно мы можем изменить систему образования, поскольку уже сегодня обществу приходится обучаться новым профессиям и делать это не раз в течение своей жизни.
Как отметил Глава государства, необходимость дальнейшего технологического развития экономики, изношенность инженерно-технической системы, потенциальные критические вызовы в медицине (новые пандемии), климатические угрозы – всё это требует нового качества подготовки специалистов, профессиональных кадров, способных решать как технологически сложные вызовы, так и структурные проблемы государства в XXI веке.
В этом смысле хочу отметить один из трендов в образовании. Согласно международным исследованиям, на втором месте по отдаче от образования (после начального образования), находится профессионально-техническое образование. Начавшийся еще в конце XX века в Юго-Восточной Азии тренд на отказ учеников школ получать высшее образование начинает распространяться по всему миру. За этой тенденцией стоят как локальные для региона причины (перенаселенность и отсюда дороговизна высшего образования), так и глобальные. В ряду глобальных причин появление новых креативных индустрий на современных рынках труда, например красоты – парикмахерское дело, появление целых классов профессий, например фотография, не требующих от человека высшего образования, а требующих в первую очередь и в основном навыков и компетенций в профессии. Казахстану необходимо уделить внимание этим зарождающимся трендам и сделать карьерное, техническое образование привлекательным для той части молодежи, которую мало интересует академическое образование, но которую привлекает конкретная профессия и к которой они чувствуют истинное призвание.
Тренд на получение только специального технического образования отражает и тренды в ориентации общества на потребление, где для части общества гораздо важнее потребительство, нежели развитие. Тренд на развитие скиллов, навыков является отражением такого нового явления в развитии общества, как коммодификация / commodification, когда не только вещи, но и услуги, идеи, например религия, всё становится ТОВАРОМ. Ценность человека на рынке, его креативность и успешность начинают определяться его скоростью предлагать новые товары, услуги и идеи как содержательно, так и по форме. Это особый сегмент на рынках, где более востребованы не только знания, но и НАВЫКИ в модификациях товаров, услуг и идей.
В последние пять лет Казахстан сталкивается с самыми разными вызовами – внешние события, исчерпание модели освоения углеводородного сырья, необходимость создания рабочих мест в частном секторе экономики, паводки и другие антропогенные события. Но мы справляемся с ними, потому что хорошо понимаем, что делает нацию сильной. В первую очередь, это оптимизм нации, это вера народа в будущее.
Айгуль Забирова,
главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК,доктор социологических наук, профессор