Перейти к содержимому
Главная страница » Образовательное неравенство в Казахстане

Образовательное неравенство в Казахстане

По данным Бюро национальной статистики на начало 2022 года, численность детей в Казахстане составила 6,7 млн человек, из которых 3,7 млн проживают в городе, 2,8 млн детей – в селе. Несмотря на меры по сокращению образовательного неравенства, качество образования в сельской местности остается предметом для обсуждения.

Отсутствие достаточного финансирования, недостаток квалифицированных преподавателей и ограниченный доступ к современным учебным ресурсам являются основными вызовами, с которыми сталкиваются образовательные учреждения в сельских районах.

Результаты PISA 2018 показывают разрыв в качестве образования между городом и селом от 22 до 37 баллов (математическая грамотность – 22, естествознание – 31, читательская грамотность – 37). При этом половина сельских школ – малокомплектные, 45% которых расположены в селах Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей.

Неудовлетворенность образовательными услугами в совокупности с общей социально-экономической ситуацией в сельской местности приводят к усилению миграции в наиболее благополучные регионы и мегаполисы. Наиболее привлекательными направлениями для внутренней миграции остаются города Астана, Алматы и Шымкент. По данным 2021 года, сальдо миграции среди детей (до 18 лет) было положительным в следующих городах: Астана – 2 278, Алматы – 2 567, Шымкент – 1 555.

Однако миграция в благополучные регионы не всегда решает проблему с качеством и доступностью образовательных услуг, усугубляя нехватку и дефицит ученических мест в крупных городах. Всего в 2022/2023 учебном году функционировала 7 621 общеобразовательная школа, где на город Астану приходилось 163 школы, на Алматы – 333 школы и на Шымкент – 248 школ, составляя в совокупности 9,7% от всех школ. Тогда как доля учащихся в указанных городах составила в совокупности 22,1%, что привело к диспропорции количества ученических мест и числа детей школьного возраста.

Аналогичная проблема фиксируется и в южных регионах с высокой долей детского населения. К примеру, в Алматинской области число школ – 458, число детей – 779 031. Это приводит не только к увеличению нагрузки на преподавателей, школьную инфраструктуру, но и диктует необходимость перехода на трехсменный формат обучения. Так, в 2021 году наибольшая доля трехсменных школ приходилась на Алматинскую область – 57 школ (169 – по стране).   

Кроме того, разрыв между образовательными результатами влияет и на возможности школьников в получении высшего образования. По итогам ЕНТ 2022 года, 26% сельских учеников не набрали порогового балла (в городе – 18,7%), тогда как смогли набрать более 100 баллов всего 6,8% выпускников (в городе – 10,5%). При сохранении неравенства в образовательных возможностях перспективы на улучшение качества жизни сельской молодежи лишь уменьшаются.

Гулназ Касимова,

главный эксперт Отдела мониторинга общественного мнения