Жанар Санхаева,
руководитель Отдела политических исследований
КИСИ при Президенте РК
Решение о переходе к однопалатному Парламенту представляется логичным продолжением ранее реализованных реформ, направленных на укрепление представительной власти.
Переход к однопалатной модели стал возможным благодаря усилению внутрипарламентских структур. Так, контрольные функции были перераспределены и усилены за счёт расширения прав парламентской оппозиции, укрепления системы комитетов с возможностью глубокого пересмотра законопроектов, а также развития экспертной инфраструктуры через работу Института парламентаризма и иных аналитических служб. Все это в условиях многопартийности, когда в Мажилисе представлено шесть политических партий, позволило сформировать основу для более ответственного и прозрачного законотворческого процесса.
Также мы видим, что в политической системе уже действуют внутренние «фильтры», обеспечивающие баланс и контроль. Восстановленный Конституционный суд осуществляет как предварительную, так и последующую проверку законов, а Высшая аудиторская палата обеспечивает независимый финансовый контроль. Свою деятельность активно развивают институты омбудсменов по правам человека, предпринимателей и правам ребёнка, обладающие полномочиями для защиты интересов граждан. Важным элементом общественного контроля стали и публичные консультационные площадки, такие как, например, Общественная палата при Мажилисе Парламента.
Таким образом, переход к однопалатному Парламенту не является обособленным шагом, а встроен в логику последовательных реформ, направленных на укрепление политических институтов и повышение гражданского участия. Он несёт в себе ряд системных преимуществ:
Во-первых, это повлияет и на прозрачность и ответственность депутатов, когда для граждан станет очевидным, кто именно принимает решения и кто отвечает за их последствия, а также исключается возможность перекладывания ответственности между двумя палатами.
Во-вторых, однопалатная структура создаст дальнейшие условия для укрепления партийной системы. В свою очередь развитая партийная система уже обеспечивает устойчивую политическую конкуренцию, снижает риски чрезмерной персонализации власти и формирует институты, способные функционировать независимо от отдельных фигур. Между тем партии способны и дальше готовить профессиональные кадры для Парламента, что и гарантирует принятие ключевых государственных решений подготовленными политиками.
В-третьих,однопалатный Парламент позволит повысить оперативность принятия решений. В эпоху, когда скорость политического цикла часто определяет успех или провал реформ, чем меньше согласовательных барьеров, тем быстрее идеи превращаются в конкретные законы, а законы – в ощутимые изменения в жизни общества.