Перейти к содержимому
Главная страница » Развитая инфраструктура в регионах – фундамент сильного государства

Развитая инфраструктура в регионах – фундамент сильного государства

Нурдаулет 3атилла,
ведущий эксперт Отдела политических исследований
КИСИ при Президенте РК

Развитие инфраструктуры в регионах является одной из ключевых задач страны. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем Послании 2025 года обратил внимание на то, что реализация инфраструктурных проектов усиливает экономические возможности регионов, создает рабочие места и тем самым содействует росту благосостояния граждан.

Глава государства также акцентировал внимание на то, что «для модернизации инфраструктуры и обеспечения конкурентоспособности в транспортно-транзитной сфере необходимо в полной мере задействовать возможности цифровых технологий и искусственного интеллекта».

В этом направлении государство системно определяет точки роста и выстраивает новый подход, основанный на принципах справедливости и равноправия. Так, каждый регион рассматривается как полноправный участник национального развития. Данный подход соответствует концепции Справедливого Казахстана, где доступ к базовым услугам и инфраструктуре не должен зависеть от места проживания. Дальнейшее расширение доступа к инфраструктуре может позитивно повлиять на качество развития местных сообществ.

Значимым этапом в сфере развития инфраструктуры в регионах стало принятие Национального инфраструктурного плана до 2029 года, который включает свыше 200 проектов в сферах транспорта, энергетики, водоснабжения и цифровизации. Ожидается, что их реализация укрепит систему жизнеобеспечения, поспособствует экономическому росту и создаст мультипликативный эффект для смежных отраслей.

Важно отметить, что развитие инфраструктуры в регионах выходит за рамки экономических показателей. Это стратегия укрепления политической стабильности, равенства возможностей и общественного доверия. Строительство новых инфраструктурных объектов отражает приоритетность человека в государственной политике и способствует консолидации общества.

Внутриполитическая значимость инфраструктурных проектов заключается также в их системной роли, так как они создают фундамент для дальнейших реформ. В свою очередь отсутствие современных транспортных коридоров, энергетических и цифровых сетей может затруднить повышение эффективности развития образования, здравоохранения и других сфер, напрямую влияющих на качество жизни населения в регионах.

Стоит отметить, что в сфере транспортно-логистического развития отдельные инициативы уже дают ощутимый результат.

Во-первых, продолжается реконструкция существующих и строительство новых автомобильных дорог. Так, время в пути из Астаны в Алматы по автомобильному коридору «Центр – Юг» сократилось с 15 до 10 часов. Также начато строительство автомагистрали «Центр – Запад», которая напрямую соединит столицу с западными регионами страны. Такие проекты позволят развить транспортную связанность страны и создать в регионах новые точки роста для местных сообществ.

Во-вторых, динамично развивается авиационная инфраструктура. Уже введены в эксплуатацию новые пассажирские терминалы аэропортов в гг. Алматы, Шымкенте и Кызылорде. Их пропускная способность выросла в разы. В частности, в Алматы увеличилась с 2,5 до 14 млн пассажиров в год, в Шымкенте – с 800 тыс. до 6 млн, в Кызылорде – с 300 тыс. до 2 млн.

Кроме того, начато строительство аэропортов в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендирли. Восстанавливается аэропорт в Аркалыке. Такие инфраструктурные проекты могут выступить точками роста для регионального туризма, тем самым укрепляя устойчивость местных сообществ.

В целом развитая инфраструктура, внедрение цифровых решений и применение ИИ снижает региональные диспропорции и формирует условия для устойчивого развития местных сообществ. Казахстан постепенно выстраивает модель, в которой развитая инфраструктура служит прочным фундаментом сильного и справедливого государства.