Алия Мусабекова,
главный эксперт Отдела азиатских исследований
КИСИ при Президенте РК
Подписание таких серьезных документов, как Астанинская декларация и Договор о вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами Центральной Азии и КНР, свидетельствует о том, что 6-сторонний формат трансформировался из символического диалога в структурированную эффективную платформу сотрудничества. Создан постоянный секретариат и функционируют 12 рабочих площадок по приоритетным направлениям на уровне министерств и ведомств, что говорит о последовательности политических устремлений участников и тесной технической координации.
На фоне кризиса международной системы безопасности и роста конфликтности, в том числе в непосредственной близости от нашего региона, формат «Центральная Азия – Китай» представляет из себя новаторскую модель инклюзивной системы безопасности, которая основана на принципах:
- взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;
- стабильность как основа развития и главное условие устойчивого прогресса;
- развитие правопорядка и противодействие внешнему вмешательству.
История региона, включая мирное урегулирование пограничных споров, демонстрирует потенциал для формирования регионального комплекса безопасности, основами которого являются вечная дружба, равноправное партнерство и прагматичное взаимовыгодное сотрудничество. Сочетание этих характеристик само по себе является уникальным для мировой дипломатической практики и регионализма как явления в целом.
Вовлечение Китайской Народной Республики как стратегического регионального партнера и комплексное, всестороннее сотрудничество с Китаем открывают возможности для прагматичного и ориентированного на результат партнерства, позволяющего преодолевать вызовы безопасности.
Как отметил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Центральная Азия должна стать эпицентром мира, устойчивой безопасности и продуктивного взаимодействия. Необходимо продолжать борьбу с религиозным экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом, наркотрафиком, незаконной торговлей оружием, миграцией и торговлей людьми. Особого внимания требует борьба с международной киберпреступностью.
В этом отношении формат «Центральная Азия – Китай» отличается от других моделей сотрудничества в области безопасности. Взаимодействие основывается на конструктивных совместных решениях: не через жесткие альянсы, а посредством гибких инициатив, адаптированных к региональным реалиям. Участники 6-стороннего формата понимают, что спектр транснациональных угроз расширяется: от уязвимости границ до киберрисков и организованной преступности. Поэтому все стороны заинтересованы в совместных проектах по укреплению границ, обеспечению экономической, продовольственной и экологической безопасности.
Большое значение приобретает вопрос защиты критической инфраструктуры. Страны Центральной Азии вместе с Китаем могли бы консолидировать усилия по разработке протоколов для обеспечения безопасности энергетических и цифровых сетей. Широкие возможности для кооперации открываются в сфере управления водными ресурсами, в 6-стороннем формате возможно создание более эффективных механизмов для справедливого распределения трансграничных рек.
Наряду с практическими мерами и проектами, важным условием в построении региональной системы безопасности является формирование нарратива сотрудничества. Центральная Азия и Китай выстраивают дискурс безопасности, основанный на кооперации, уважении интересов соседей и многовековых традициях дружбы. Этот подход делает акцент на разумной, безопасной и устойчивой взаимозависимости. При этом совместная модернизация и развитие культурно-гуманитарных обменов способствуют восприятию друг друга как надежных и позитивных партнеров.