Перейти к содержимому
Главная страница » Сельские территории Северо-Казахстанской области: вызовы и пути решения

Сельские территории Северо-Казахстанской области: вызовы и пути решения

Руслан Асаубаев,

главный эксперт Отдела по работе с регионами,

представитель КИСИ при Президенте РК в Северо-Казахстанской области

Сельские территории во всём мире считаются уникальным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом своей страны. Деградация сельских территорий в глобальном смысле может привести к утрате культурной идентичности, исторического и архитектурного наследия.

Несмотря на то, что Северо-Казахстанская область является самой маленькой по площади – 3,6 % от общей территории, – она имеет высокий потенциал, являясь стратегическим аграрно-промышленным регионом. Область производит 11% всей сельскохозяйственной продукции, более 20% всей выращиваемой в Казахстане пшеницы. Посевная площадь составляет 4,3 млн га, или 18,2% от общей по Казахстану.

За последние пять лет принимается ряд мер, направленных на устойчивое и динамичное развитие сельских территорий:

  • Принята Концепция развития сельских территорий РК на 2023–2027 годы.
  •  Реализован проект «Ауыл – Ел бесігі», в рамках которого за период с 2019 по 2024 год была модернизирована транспортная и социальная инфраструктура в 146 перспективных сёлах на сумму 50,1 млрд тенге.
  • В целях социально-экономического развития утверждён Комплексный план социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на 2021–2025 годы на сумму более 500 млрд тенге.

Несмотря на это, в настоящее время сельские территории переживают кризис, проявляющийся в ухудшении демографической ситуации, острой нехватки кадров, низком качестве социальной и коммунальной инфраструктуры.

Так, по количеству населённых пунктов Северо-Казахстанская область находится в числе лидеров – 635 населённых пунктов, уступая лишь Туркестанской области. Однако при этом область является самой малочисленной по населению: на 1 февраля 2025 года – 521,2 тыс. человек, в том числе 258,2 тыс. (49,5%) – городских, 263 тыс. (50,5%) – сельских жителей. Питьевой водой обеспечено не более 70% сёл. С 2000 по 2024 год в области было упразднено 184 сельских населённых пункта.

В Казахстане реализуется отраслевая модель развития сельских территорий, в центре которой – сельскохозяйственные предприятия. Главная цель государственной политики – создание рыночно-ориентированных, конкурентоспособных сельхозпредприятий за счёт масштабирования или интенсификации производства при полной занятости сельского населения. Основными бенефициарами господдержки остаются крупные хозяйства. Домашние хозяйства в значительной мере остаются за пределами охвата программ, поскольку их деятельность часто неофициальна, а институты, отстаивающие их интересы, отсутствуют.

Важно переходить от отраслевой к территориальной модели, где сельское развитие – это система взаимосвязей в локальной экономике. Это сложный процесс, требующий осознанности, участия различных институтов, всех заинтересованных и проектного управления на всех уровнях. Нужна активизация человеческого и социального капитала – важнейшего ресурса в сельской политике. Для этого необходимо:

Первое. Для интеграции сельского хозяйства и агробизнеса в развитие территорий необходимо активизировать население – через кооперацию, местное самоуправление и проект «Ауыл Аманаты». В 2023 году по «Ауыл Аманаты» в СКО было одобрено 236 заявок, создано 237 рабочих мест. В 2025 году для реализации программы выделено 1,5 млрд тенге.

Второе. Одним из шагов может стать распределение общественных пастбищ. С начала 2022 года 621,4 тыс. га неиспользуемых земель были возвращены государству, из них 112,2 тыс. га – пашня, 471,4 тыс. га – пастбища. Эти земли должны распределяться по решению местного сообщества, что позволит остановить деградацию пастбищ и начать создание культурных пастбищ. Это повысит продуктивность сельскохозяйственных животных за счет обеспечения полноценных кормовых единиц и снизит себестоимость продукции в 2 и более раза, что позволит перевести отрасль животноводства на новый уровень развития.

Таким образом, только при участии местного сообщества в проектировании и реализации можно перейти от программ к региональным проектам развития, органично связанным с планами развития сельского округа и села.