Перейти к содержимому
Главная страница » СВМДА в современных условиях: анализ текущих вызовов и перспектив трансформации

СВМДА в современных условиях: анализ текущих вызовов и перспектив трансформации

Казахстанской инициативе по созыву Совещания по мерам доверия в Азии (СВМДА) уже тридцать лет. Идея созыва Совещания, озвученная с трибуны 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 г., положила начало формированию нового формата сотрудничества в Азиатском регионе.

Необходимость созыва форума была продиктована изменением баланса сил после распада биполярной системы, появлением новых стран и политического субрегиона – Центральная Азия и изменением региональной архитектуры безопасности в связи с интеграцией новых государств в общее и неделимое пространство безопасности.

Суть инициативы заключалась в создании эффективного механизма превентивной дипломатии, мирного урегулирования споров и сотрудничества в области укрепления региональной безопасности и стабильности.

С этого времени геополитическая ситуация в мире и военно-стратегическая безопасность менялась в Азии несколько раз. В настоящее время очередное председательство Республики Казахстан совпало с новым геополитическим переформатированием мировой системы. Данное переформатирование связано с глубинными процессами в сфере безопасности, в том числе азиатской. Своеобразным маркером происходящих изменений и одновременно их катализатором выступила планетарная пандемия, вызванная распространением COVID-19.

С начала запуска процесса СВМДА государствами – членами форума был проделан огромный объем работы по определению и формированию рамок его деятельности. СВМДА объединило 27 государств с населением более половины нашей планеты, занимающих более 90% территории Азиатского континента.

Центральными процессами, происходящими в Азии (и шире – Евразии), являются нарастающая конкуренция между США и КНР, а также перспективы реализации инициированного Китаем грандиозного геополитического и геоэкономического проекта «Один пояс – один путь» (ОПОП). За прошедший период существенно изменилась ситуация в таких регионах, как Ближний и Средний Восток, Южная Азия, АТР, ЮВА и СВА. Претерпели изменения и стратегии безопасности многих азиатских и евразийских государств: Японии, КНР, Индии, России, Турции и других.

В этих противоречивых условиях радикально меняются роль и место СВМДА. Эволюцию данной организации в направлении укрепления взаимодействия и мер доверия вновь должен взять на себя Казахстан. Сложившиеся обстоятельства требуют пересмотра повестки дня СВМДА, поиска новых инструментов обеспечения безопасности.

Центральная Азия занимает с  географической и геополитической точки зрения сердцевинное положение в реализации почти всех крупных континентальных проектов стратегического, транспортного и экономического характера. То есть дальнейшая судьба СВМДА будет зависеть от воли, усилий и влияния крупных и средних игроков и международных организаций – России, КНР, Индии, Ирана, Турции, Казахстана и других.

СВМДА уже имеет статус, роль, функции, методы работы, структуру и другие свойства полноценной международной организации, такие как:

1) Общие принципы государств-членов, отраженные в Декларации принципов, регулирующих взаимоотношения между государствами – членами СВМДА, от 1999 года и общие цели и стремления государств-членов, закрепленные в Алматинском акте 2002 года.

2) Уставные документы СВМДА – Алматинский акт 2002 года, придавший СВМДА необходимую структуру и институты для эффективного функционирования, и Декларация принципов 1999 года, являющаяся неотъемлемой частью Алматинского акта, а также уставной документ секретариата – Соглашение о секретариате 2006 года.

3) Приверженность СВМДА целям и принципам Устава ООН и признание того, что международно-правовой базой деятельности СВМДА являются Устав ООН и международное право, что отражено в уставных документах СВМДА.

4) Постоянная структура руководящих органов – саммит, Министерская встреча и Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) – и рабочих органов – Специальная рабочая группа и встречи экспертов.

5) Инклюзивный – консенсусный – механизм принятия решений; регулярные встречи руководящих органов, принимающих документы, отражающие единую позицию государств-членов и методы их работы, установленные в правилах процедуры.

6) Четко определенная и постоянная сфера ответственности, т.е. мандат на выполнение мер доверия, отраженных в Каталоге мер доверия и Кооперативном подходе и включающих в себя перечень конкретных направлений работы в пяти измерениях, охватывающих все аспекты взаимодействия в рамках СВМДА.

7) Установленные методы осуществления мер доверия, включающие институт координаторства и сокоординаторства, встречи экспертов, разработку концепций и планов действий, проведение конкретных мероприятий, обмен информацией и многие другие формы работы. Объем и качество мероприятий СВМДА в рамках реализации мер доверия свидетельствуют о востребованности и полезности форума как механизма осуществления практической деятельности.

8) Функция председательства – координация текущей деятельности форума одним из государств-членов, включая проведение встреч СВМДА, подготовку их решений, внешнее представительство СВМДА и другие функции.

9)         Постоянно действующий исполнительный орган – секретариат, выполняющий задачи, определяемые государствами-членами, включая обеспечение административной, организационной, технической и информационной поддержки всей деятельности форума, включая встречи СВМДА, выполнение мер доверия, внешние связи, содействие председательству и другие функции.

10)       Главное должностное лицо – исполнительный директор секретариата, отвечающий за деятельность секретариата, осуществляющий административное, финансовое и кадровое управление и внешнее сотрудничество.

11)       Конвенция о привилегиях и иммунитетах секретариата, его персонала и представителей государств – членов СВМДА, предоставляющая такой же юридический статус, как и в полноценных международных организациях.

12)       Выделяемые государствами-членами финансовые ресурсы и установленные ими механизмы бюджетного управления, включая финансовые правила и положения, ежегодный бюджет, финансовую отчетность и механизм внешнего аудита.

13)       Постоянный штат сотрудников и механизмы управления кадровыми ресурсами, включая Положение о персонале, штатное расписание и категоризацию должностей, механизм секондирования дипломатов (профессионального персонала) и найма общего персонала.

14) Постоянно действующие институты консультативного характера, созданные государствами-членами для определенных целей, – Деловой и Молодежный советы, а  также другие вспомогательные структуры и специализированные форумы.

Таким образом, на среднесрочном и долгосрочном этапах дальнейшего институционального укрепления СВМДА предполагается постепенное и поэтапное внесение усовершенствований и дополнений в действующую структуру и механизмы работы СВМДА.

Необходимы дальнейшее обновление и обогащение Каталога мер доверия путем принятия новых мер доверия и расширения областей сотрудничества в рамках пяти измерений взаимодействия, а также продолжение совершенствования механизма осуществления мер доверия. Проведение регулярного обзора осуществления мер доверия на заседаниях руководящих органов СВМДА.

Мурат Лаумулин,

главный научный сотрудник Представительства КИСИ при Президенте РК