Выборы любого уровня, не говоря уже о выборах Президента страны, приковывают к себе внимание общественности. С одной стороны, от выборов зависит будущее всей страны, а с другой – выборы всегда сопряжены с политической борьбой. Идет борьба приемов и ходов избирательных штабов в погоне за голосами, вниманием и лояльностью избирателей. В ход идут различные способы и механизмы избирательных технологий в рамках агитационных кампаний, которые придают яркости и уникальности предвыборной гонке.
Зачастую говоря и рассказывая об избирательных технологиях, первое, с чем они ассоциируются, это слоганы, агитационные материалы и мероприятия кандидатов, политических партий, применяемые в борьбе за внимание, и голоса избирателей. Однако избирательные технологии используются и другими институтами, в частности, ведомствами, ответственными за организацию и проведение голосования, так как одним из важных показателей, отвечающих за легитимность прошедших выборов, является явка избирателей. Поэтому особую актуальность приобретает мотивация граждан к участию в выборах, а также разъяснение всех правил и процедур голосования для обеспечения избирательного права каждого казахстанца.
Безусловно, наиболее популярными и часто используемыми способами привлечения населения к голосованию являются различные визуальные механизмы мотивации: листовки, баннеры, реклама в СМИ и на телевидении. Центральная избирательная комиссия РК, как орган, ответственный за проведение выборов, организует и реализует подобного рода агитационные, информационно-разъяснительные кампании. На выборах Президента 2022 года ЦИК РК было разработано около 50 материалов, которые активно размещались на интернет-ресурсах, страницах в социальных сетях.
Кроме того, обращает на себя внимание открытость и доступность ЦИКа в вопросе освещения своей деятельности: все заседания Центральной избирательной комиссии проводились в открытом режиме, с обеспечением сурдоперевода; функционировали телеграм-канал и специальный раздел по выборам на интернет-ресурсе комиссии; по итогам заседаний на системной основе проводились брифинги для представителей СМИ.
Таким образом, избирательные технологии используются не только в угоду политической борьбы за власть между политическими оппонентами, но и в целях обеспечения гарантированных прав и свобод человека.
Амина Урпекова,
старший научный сотрудник
Отдела политических исследований
КИСИ при Президенте РК