Ерлан Жакупов,
руководитель Отдела глобальной экономики
и устойчивого развития КИСИ при Президенте РК
Глава государства в своем Послании отметил важность дальнейшего развития транспортно-логистической сферы как ключевого фактора укрепления конкурентоспособности Казахстана. Наша страна уже является важнейшим звеном между Европой и Азией, а за последние годы объем перевозок по территории превысил 1 миллиард тонн.
Особое место занимает Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор), который становится альтернативой традиционным направлениям и открывает новые возможности для интеграции страны в мировую экономику.
По данным Министерства транспорта РК, за последние пять лет объем перевозок по ТМТМ увеличился в 6 раз: с 0,8 млн тонн в 2020 году до 4,5 млн тонн в 2024 году. Только за 2024 год рост составил 62% (по сравнению с 2,8 млн тонн в 2023 году). На сегодняшний день пропускная способность маршрута достигает 6 млн тонн в год. Ожидается, что позитивная динамика сохранится: к 2027 году планируется увеличение пропускной способности коридора до 10 млн тонн в год.
Статистика подтверждает, что маршрут выполняет не только транзитную функцию, но и активно используется для экспорта казахстанской продукции (72% перевозок приходится на продовольствие, металлы, нефтехимию) и импорта зарубежных товаров. Это делает Средний коридор одним из ключевых каналов международной торговли и фактором роста национальной экономики.
При этом Президент подчеркнул: «Наряду с этим следует выстроить новую модель управления транспортной системой, при которой она будет окупать государственные инвестиции. Мощный импульс необходимо придать контейнерным перевозкам, доля которых в стране по-прежнему крайне низкая – всего около 7%. Для сравнения, в мире на контейнерные перевозки приходится более 16% сухих грузов».
Таким образом, развитие контейнерных перевозок и мультимодальных маршрутов становится важным условием привлечения инвестиций в инфраструктуру, стимулирования несырьевых отраслей и повышения конкурентоспособности Казахстана на глобальном рынке.
Следовательно, Казахстан рассматривает Средний коридор не только как транзитный маршрут, но и как платформу промышленного роста, развития несырьевых секторов и расширения участия в глобальной экономике. Реализация проектов в его рамках создает мультипликативный эффект для национальной экономики, стимулируя инвестиции в инфраструктуру, логистику, промышленность и сопутствующие услуги. Важным направлением становится развитие мультимодальных хабов, логистических центров, портовой инфраструктуры и сервисов цифрового транзита, что обеспечивает более глубокое сопряжение с международными транспортными сетями.
Кроме того, расширение сотрудничества с Азербайджаном, Грузией, Турцией и странами ЕС в рамках Среднего коридора усиливает стратегическое значение Казахстана как надежного партнера и транспортного моста между Востоком и Западом. Средний коридор становится не только элементом транспортной стратегии, но и инструментом укрепления геоэкономических позиций страны, а также важным фактором устойчивого развития в условиях глобальной турбулентности. При этом открываются новые возможности, связанные с диверсификацией внешнеэкономических связей, формированием экспортно-ориентированных кластеров в обрабатывающей промышленности, развитием современных логистических и цифровых сервисов, а также привлечением инвестиций в «зеленую» инфраструктуру и устойчивую энергетику. Это позволит Казахстану не только усилить транзитный потенциал, но и создать новые драйверы роста, повысить роль регионов в международной торговле и укрепить долгосрочную конкурентоспособность национальной экономики.