Перейти к содержимому
Главная страница » Транспортно-логистический потенциал Казахстана: пути к устойчивому развитию и конкурентоспособности

Транспортно-логистический потенциал Казахстана: пути к устойчивому развитию и конкурентоспособности

На расширенном заседании Правительства был рассмотрен ряд ключевых социально-экономических вопросов, при этом Глава государства акцентировал внимание на транспортно-логистической сфере, в которой заложен значительный потенциал для дальнейшего развития. Президент подчеркнул стратегическую значимость транзитного потенциала и развития Транскаспийского коридора (ТМТМ, или Средний коридор) как одного из ключевых факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества страны на международной арене.

Согласно данным Правительства, в 2024 году объем грузоперевозок продемонстрировал стабильный рост, увеличившись на 10% и составив около 1 млрд тонн. Особенно заметный рост наблюдается в секторе контейнерных перевозок по Транскаспийскому маршруту, где объем перевозок возрос в 2,7 раза. Это свидетельствует о динамичном развитии ключевых транспортных артерий, которые становятся основой для глобальных логистических цепочек.

В частности, «КазМунайГаз» в текущем году успешно реализовал первый транзит нефти с месторождения Кашаган через порт Актау в порт Баку, что стало важным шагом в диверсификации энергетических маршрутов. Этот проект способствует укреплению потенциала Транскаспийского маршрута и повышению значимости региона как ключевого элемента мировой логистической сети.

Согласно прогнозам Всемирного банка, к 2030 году объем перевозок по Среднему коридору через Каспийское море вырастет в три раза и составит 11 млн тонн, из которых около 4 млн тонн будут перевозиться в контейнерах. Основной объем транзитных грузов пройдет через данный маршрут в рамках торговли между Европой и Казахстаном, а также между Европой и Китаем.

Для достижения этих амбициозных целей необходимо продолжать совершенствование транспортной инфраструктуры. По субиндексу «транспортная инфраструктура» в рамках рейтинга Logistics Performance Index (LPI) Казахстан продемонстрировал улучшение позиций по сравнению с оценкой 2018 года, заняв 80-е место среди 138 стран (81-е место в 2018 году). Однако для дальнейшего укрепления позиций и стимулирования роста объемов грузоперевозок требуется привлечение значительных капитальных вложений. По прогнозам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), общий объем инвестиций, необходимых для значительного усовершенствования транспортной инфраструктуры Центральной Азии, составляет 5,5 млрд евро для Казахстана и 18,5 млрд евро для региона в целом.

Таким образом, дальнейшее развитие транспортно-логистической инфраструктуры является ключевым фактором для усиления конкурентоспособности страны на мировом рынке и повышения ее интеграции в глобальные экономические процессы.

Ерлан Жакупов, руководитель Отдела глобальной экономики и устойчивого развития КИСИ при Президенте РК