Состоявшиеся в Казахстане выборы акимов районного уровня и городов областного значения в пилотном варианте задают новую тональность понимания президентской концепции «слышащего государства». В текущих условиях политическое кредо Главы государства К. Токаева об адресной направленности государственной политики подтверждается конкретными и меняющими систему решениями. Пирамида внутренних взаимоотношений между государственным аппаратом и обществом переворачивается от персоналистского менеджмента к персонализации гражданских запросов.
По сути, механизм избрания акимов мезоуровня стимулирует эффективную реализацию «слышащего государства»: местные управленцы теперь сами кровно заинтересованы в том, чтобы напрямую коммуницировать с гражданами и самостоятельно решать проблемы тех, кто за них голосует. И выгода здесь взаимная: акимы в случае эффективной работы получают легитимную поддержку людей, а жители, в свою очередь, решают по мере возможности свои текущие вопросы.
Ядром такой модели выступает изменение «парадигмы восприятия»: для акимов местные жители теперь – не просто территориальные единицы, а «живой» электорат. Исходя из этого, соответственно будут меняться и подходы исполнительной власти в коммуникациях с акцентом на необходимость получения обратной связи и обеспечения лояльности аудитории. От этого будет зависеть политическая карьера управленцев.
В целом получит импульс развитие публичной политики, которая находилась долгое время в тени кулуарных процессов. Акимам придется чаще «выходить в народ» из своих кабинетов, постоянно отвечать на неудобные вопросы, конструктивную и даже неконструктивную критику. Руководителей-молчунов станет гораздо меньше. Такое нахождение под постоянным общественным контролем пойдет всем на пользу: органам местной власти придется постепенно открываться и идти навстречу избирателям.
Также усилится политическая конкуренция на местах: акимам крайне важно будет повышать свой KPI и результативность деятельности. После выборной гонки «соревновательный дух» не спадет, прошлые и будущие оппоненты избранного акима могут использовать каждую допущенную ошибку для будущих кампаний. Поэтому корпусу акимов придется коренным образом перестраиваться, искать единомышленников, формировать команды, привлекать инициативных жителей для достижения конкретных целей.
Можно с уверенностью сказать, что радикально изменится и восприятие власти у казахстанцев на региональном уровне. Акимы будут сами максимально заинтересованы в продвижении новых социальных и инфраструктурных проектов, создании рабочих мест и стимулировании МСБ.
В целом кумулятивный эффект от избрания акимов ожидается позитивным даже с учетом всех территориальных особенностей и менталитета. Повысится устойчивость политической системы на низовом и среднем уровнях, усилятся принципы демократии, появятся надежные каналы коммуникаций, а все вместе это должно повлиять на улучшение качества жизни миллионов наших граждан.
Амина Урпекова, главный эксперт Отдела изучения электоральных процессов
КИСИ при Президенте РК