Жанар Накипбаева ,
главный эксперт
Отдела мониторинга общественного мнения
КИСИ при Президенте РК
Женщины Казахстана играют существенную роль в социально-экономическом и политическом развитии страны. Составляя 51,2% от общей численности населения (по данным 2024 года), они активно участвуют в различных сферах общественной жизни, выполняя многообразные социальные роли, включая семейные (супруги, матери, невестки) и профессиональные (специалисты, руководители, политические деятели).
Если говорить на языке цифр, то роли супруги, матери и невестки выполняют более половины казахстанских женщин. 58,9% совершеннолетних женщин состоят в браке, 75,4% имеют от одного до десяти и более детей. 24% считаются многодетными[1]; 56,6% женщин активно участвуют в сфере профессионального образования (Диаграмма 1)[2], а 47,9% вовлечены в различные сферы профессиональной деятельности, играя важную роль специалистов в различных отраслях экономики (Диаграмма 2)[3]; женщины выполняют важные роли управленцев и менеджеров среднего звена, составляя 68,7% от общего числа представителей этой категории (Диаграмма 3)[4]; женщины также демонстрируют успешность в роли предпринимателей. По состоянию на 1 января 2024 года доля женщин, возглавляющих МСП на предпринимательском рынке страны, составляет 48,1%[5].
Анализ представленных данных позволяет охарактеризовать казахстанских женщин как обладающих высоким уровнем автономии и личностной силы, при этом сохраняющих традиционные гендерные роли и уважение к национальным культурным ценностям. Они демонстрируют активное участие не только в демографическом развитии страны (с учетом того, что менее трети совершеннолетних женщин являются многодетными), но и вносят значимый вклад в социально-экономическую сферу.
Несмотря на значительную экономическую и социальную активность женщин, их фактическое положение в обществе не всегда отражает их вклад. Широкое обсуждение казахстанских женщин в контексте гендерного неравенства и насилия, в особенности бытового, выявляет разрыв между статистическими данными и реальной жизнью. Тем не менее, в настоящее время данные вопросы решаются на институциональном уровне. Роль женщин в политике, их права и вопросы гендерного равенства анализируются в научных публикациях, законах и исследованиях. В то же время, вопросы, связанные с их повседневной жизнью, жизненными ориентирами, в целом, с социальной идентичностью, остаются актуальными и открытыми для дальнейшего обсуждения.
Исследование «Женщины этнических сообществ как каналы воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности (на примере Туркестанской области и г. Шымкент)»[6] было направлено на изучение положения, повседневной жизни и идентичности женщин, проживающих в Туркестанской области и городе Шымкент.
В исследовании, основанном на качественном подходе, приняли участие 139 женщин старше 18 лет, представляющих различные этнические группы, такие как узбеки, турки, таджики, курды и корейцы, из Туркестанской области и города Шымкент. Казашки были включены в качестве контрольной группы. В представленном материале анализируется социальная идентичность женщин, представляющие узбекскую и турецкую этнические группы.
Исследование позволяет сделать вывод, что в структуре социальной идентичности женщин двух регионов доминируют три ключевых компонента: гражданский, этнический и религиозный.
Гражданские характеристики идентичности связаны с пониманием родины, социальной активностью и гражданской позицией.
Молодые женщины, вне зависимости от региона, проявляют активность в общественной жизни, принимая участие в жизни своих сообществ и демонстрируя выраженные цели и стремление к их достижению. Они вовлечены в работу АНК и Совета матерей, в избирательные процессы. Например, некоторые узбекские женщины активно задействованы в работе избирательных комиссий и представлены на выборах в качестве представителей политической партии «Аманат».
Чувство родины для женщин связано, прежде всего, с местом рождения, детством, родными людьми и чувством солидарности и братства.
Этнические компоненты идентичности выражаются в следующих аспектах: сохранение языка (активное использование родного языка в повседневной коммуникации, и его передача следующим поколениям), принятие традиционных ценностей (признание и следование традиционным нормам и обычаям), сохранение культурных практик (поддержание традиционных стилей одежды, ритуалов и обычаев).
Исследование выявило у женщин-турчанок определенные особенности восприятия этнической истории. Хотя женщины хорошо знакомы с повседневными практиками и традициями своей культуры, их знания об этнической истории носят фрагментарный характер. Исторические события и процессы передаются в основном через устные предания и семейные истории, что приводит к формированию упрощенных и фрагментарных представлений о прошлом. Этническая идентичность женщин, проживающих в Шымкенте, имеет много общего с идентичностью женщин Туркестанской области. Однако у шымкентских женщин наблюдается более выраженный познавательный компонент, который влияет на формирование их этнической самосознательности. Этот аспект идентичности проявляется в их нарративах, где этническая история представляется как глубокое и многогранное знание. Шымкентские женщины детально описывают процесс размещения и интеграции своей этнической группы в новую культурную среду. Их рассказы обогащены множеством подробностей, касающихся традиций, обычаев и культурных особенностей, что свидетельствует о высоком уровне осознания своей культурной наследственности. Таким образом, этническая идентичность женщин Шымкента отличается особой познавательной составляющей, которая обогащает их самоидентификацию и способствует укреплению связи с историей их этноса.
У представительниц узбекской этнической группы этнические характеристики больше отражают культурную специфику, которая тесно переплетена с мусульманскими взглядами. Религиозные верования оказывают значительное влияние и на повседневную жизнь и принятие жизненно важных решений представительниц турецкой этнической группы.
Исследование подчеркивает многоуровневый характер идентичности женщин, где этнические, культурные, религиозные и гражданские компоненты переплетаются, формируя уникальный образ «Я». Тем не менее, следует отметить, что в зависимости от типа населенного пункта их роли могут изменяться. Например, в городских населенных пунктах или крупных городах, хотя религиозная и этническая идентичности продолжают играть важную роль, приоритет все же отдается гражданской идентичности, поскольку городской образ жизни предоставляет женщинам больше возможностей для самореализации. Жизнь в урбанистической среде требует от женщин адаптации к новым условиям. Городская инфраструктура, образовательные учреждения и рабочие места создают благоприятные условия для получения знаний и профессионального роста. Женщины, активно участвующие в городской жизни, сталкиваются с различными культурами и взглядами, что позволяет им расширять свои горизонты и пересматривать свои традиционные представления.
В данном исследовании женщины были рассмотрены через призму их социальной идентификации, что позволило выявить разнообразие выполняемых ими ролей в обществе. Несмотря на это, исследование выявило, что одной из ключевых функций женщин остается воспитание детей, через которое они активно участвуют в формировании нового поколения. Это подчеркивает важность дальнейшего изучения их повседневной жизни и идентичности не только с помощью количественных показателей, но и с акцентом на качественные аспекты, которые раскрывают смысловые контексты их социальных, культурных и воспитательных ролей, а также их влияние на будущее общество.
Диаграмма 1. Доля женщин старше 15 лет, вовлеченных в сферу профессионального образования

Диаграмма 2. Отрасли экономики, в которых заняты женщины

Диаграмма 3. Представленность женщин на государственной службе Казахстана

[1] Брак и семья. Итоги Национальной переписи населения 2021 года в Республике Казахстан.
[2] Образование в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2021 года в Республике Казахстан.
[3] Занятость населения в Республике Казахстан II том. Итоги Национальной переписи населения 2021 года в Республике Казахстан.
[4] Сапаргаликызы Ж., Сейдуманов С. Т., Казахстанские женщины в органах государственного управления: институциональные условия и карьерные стратегии. Женщина в российском обществе 2021. № 3. С. 18—31
[5] https://gender.stat.gov.kz/ru/category/6
[6] Проект «Женщины этнических сообществ как каналы воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности (на примере Туркестанской области и г. Шымкент» был реализован в рамках грантового финансирования Комитета науки МНВО РК.